Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Министр финансов, получив от губернатора это про­ шение, согласился с доводами архангельских купцов и наложил резолюцию: «...с тем, однако ж, чтобы про­ симая отсрочка до 1852 года была уже последняя». Увы, но, забегая несколько вперед, отмечу, что пробле­ ма с кадрами была окончательно решена только к кон­ цу 1870-х годов. Замечу и другое. Судовладельцы, хоть и писали о постоянном желании иметь в своих экипажах «рос­ сийских подданных», сами не очепь-то заботились о вос­ питании собственных кадров. Подтверждение тому — учебная практика воспитанников шкиперских курсов. В 1857 году учебная шхуна «Ломоносов», исправно прослужившая шкиперским курсам 10 лет, по ветхости свосй была продана с публичных торгов. Тогда же на Соломбальской верфи начали строить новую шхуну под тем же названием. Но она по ряду причин, в частности из-за плохой остойчивости, оказалась неудобной для учебных плаваний и через два года была передана в ведение Архангельского военного порта. Учеников вновь стали назначать на практику на частные поморские шхуны, ходившие к берегам Норве­ гии, по два-три человека на судно. На содержание к аж ­ дого из них судовладельцу выплачивали в месяц пять рублей серебром. Но первое время поморы очень не­ охотно брали на свои суда «маловозрастных» практи­ кантов (иным было по 14 лет). Тогда министерство финансов приняло довольно жесткое решение: «За от­ ход из беломорских портов судна без воспитанника или же без свидетельств от преподавателей оных (шкипер­ ских курсов.— Г. П.) о том, что в заведении нет сво­ бодного для сего воспитанника, виновный в том судо- хозяин подвергается денежному, в пользу курсов, взыс­ канию». В делах областного архива хранятся ведомости на «взыскание штрафных денег». Размер штрафа равнялся 25 рублям. И за год набиралась весьма солидная сум­ ма: более трехсот, а то и четырехсот рублей. Вообще надо сказать, что положение практикантов на частных судах долгое время оставалось незавидным. На учебной практике они должны были научиться веде­ нию вахтенных, или, как тогда их называли, «шканеч­ ных» журналов, прокладке курса по карте, счислению пути корабля, при этом им надлежало пользоваться штурманскими инструментами, которые и выдавались 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz