Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Министр финансов, получив от губернатора это про шение, согласился с доводами архангельских купцов и наложил резолюцию: «...с тем, однако ж, чтобы про симая отсрочка до 1852 года была уже последняя». Увы, но, забегая несколько вперед, отмечу, что пробле ма с кадрами была окончательно решена только к кон цу 1870-х годов. Замечу и другое. Судовладельцы, хоть и писали о постоянном желании иметь в своих экипажах «рос сийских подданных», сами не очепь-то заботились о вос питании собственных кадров. Подтверждение тому — учебная практика воспитанников шкиперских курсов. В 1857 году учебная шхуна «Ломоносов», исправно прослужившая шкиперским курсам 10 лет, по ветхости свосй была продана с публичных торгов. Тогда же на Соломбальской верфи начали строить новую шхуну под тем же названием. Но она по ряду причин, в частности из-за плохой остойчивости, оказалась неудобной для учебных плаваний и через два года была передана в ведение Архангельского военного порта. Учеников вновь стали назначать на практику на частные поморские шхуны, ходившие к берегам Норве гии, по два-три человека на судно. На содержание к аж дого из них судовладельцу выплачивали в месяц пять рублей серебром. Но первое время поморы очень не охотно брали на свои суда «маловозрастных» практи кантов (иным было по 14 лет). Тогда министерство финансов приняло довольно жесткое решение: «За от ход из беломорских портов судна без воспитанника или же без свидетельств от преподавателей оных (шкипер ских курсов.— Г. П.) о том, что в заведении нет сво бодного для сего воспитанника, виновный в том судо- хозяин подвергается денежному, в пользу курсов, взыс канию». В делах областного архива хранятся ведомости на «взыскание штрафных денег». Размер штрафа равнялся 25 рублям. И за год набиралась весьма солидная сум ма: более трехсот, а то и четырехсот рублей. Вообще надо сказать, что положение практикантов на частных судах долгое время оставалось незавидным. На учебной практике они должны были научиться веде нию вахтенных, или, как тогда их называли, «шканеч ных» журналов, прокладке курса по карте, счислению пути корабля, при этом им надлежало пользоваться штурманскими инструментами, которые и выдавались 268
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz