Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Первоначально программа курсов была довольно скромной, и ученики могли рассчитывать лишь на по­ лучение звания штурмана каботажного плавания. Позднее ввели иностранные языки — английский и нор­ вежский, а курс читаемых предметов расширился до пределов программы, соответствующей подготовке штур­ манов и шкиперов дальнего плавания. Учебный мате­ риал распределялся на два курса — начальный и окон­ чательный, каждый продолжительностью два-три года. Первые пять лет у курсов не было собственного учебного судна. В Положении говорилось, что им разрешается «для усовершенствования в практике уче­ ников» ежегодно нанимать па некоторое время летом частные суда «с потребным количеством морских служи­ телей». В 1847 году курсы обзавелись, наконец, собст­ венным судном — шхуной «Северный Орел», тогда же переименованной в «Ломоносов». Примечательно, что первый выпуск, скромный по количеству, был направлен на «дальневояжные» суда, а не в каботажное плавание. Судовладельцы, по-види­ мому, считали что свой, доморощенный, хотя и не име­ ющий еще достаточных практических навыков штурман надежнее иноземного, пусть и более опытного. И они не ошиблись в этом предположении. Благодаря хорошей постановке учебного процесса, курсы вскоре стали авторитетным учебным заведением, и в мае 1847 года срок их существования был продлен еще на шесть лет. Конечно, каждый из судовладельцев хотел бы полу­ чить шкипера из выпускников Архангельских и Кем­ ских курсов, но их на всех не хватало, а потому по- прежнему надежда была на иностранцев. В июле 1845 года архангельские купцы подали про­ шение губернатору, где писали: «Постоянное желание наше иметь на российских кораблях шкиперов и полный комплект матросов, российских подданных, до сего вре­ мени остается тщетным... а шкипера совершенно редки, почему, дабы не стеснить внешнюю торговлю здешнего порта, мы полагаем необходимою мерою дозволение кораблехозяевам на российских кораблях, отправляю­ щихся от здешнего порта за границу, иметь шкиперами и штурманами иностранцев, а в экипаже матросов иметь из трех четвертей иностранцев и одной четверти российских подданных, а таковое дозволение продлить до 1852 года»28. 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz