Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

После В. Г. Козлова Архангельским торгово-мореход­ ным училищем, в которое курсы были преобразованы в 1899 году, командовал Михаил Михайлович Безпятов. Профессор Б. П. Хлюстин, автор широко известных старшему поколению моряков учебников по мореходной астрономии, так писал об этом времени: «В 1904 году Безпятов был назначен начальником одного из крупней­ ших мореходных училищ торгового флота — Архангель­ ского. Мне нередко приходилось слышать отзывы питомцев Архангельского торгово-мореходного учи­ лища об этом периоде и его начальнике, и отзывы, надо признать, самые лестные: большой здравый смысл, орга­ ническая нелюбовь к рутине и канцелярщине, увлечение работой сделали эти пять лет светлым периодом в исто­ рии Архангельского училища»26. Высокую оценку работе морских учебных заведений дала п газета «Северный край»: «...Шкиперские курсы и мореходные классы, надо отдать им справедливость, выпускали вполне способных мореходов, знающих свое дело... Практические познания ученики получали, пла ­ вая в качестве матросов как на беломорских судах, так и на заграничных пароходах дальнего плавания; на этих последних они ходили в Америку, Австралию и пр. Из таких-то практикантов и вышли все теперешние к а ­ питаны пароходов Мурманского товарищества, с честью носящие свое звание»27. Но первым ученикам шкиперских курсов до плава ­ ний в Америку тогда, в начале 40-х, было еще далеко. Пока в их обязанности входило «прилежно посещать» занятия, «повиноваться распоряжениям преподавателей и снабжать себя, по указаниям, нужными пособиями по мере своей к тому возможности». Так гласило Поло­ жение, регламентирующее работу курсов. Оно же ого­ варивало: «К посещению допускаются бесплатно воль­ ноприходящие из всех званий и всякого возраста». В течение первого учебного года занятия в Архан­ гельске посещали всего лишь четверо, а в Кеми 11 че­ ловек. Преподаватели обоих курсов малое число слу­ шателей объясняли тем, что «родители... не имеют воз­ можности, по бедному своему состоянию, содержать [детей] в городах для слушания курсов» и просили, что­ бы детей взяли на казенное содержание. В следующем году было получено разрешение иметь на таком содер­ жании при каждом курсе «по 15 мальчиков из крестьян и мещан бедного состояния». 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz