Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

имеется в ленинградской библиотеке имени М. Е. Сал­ тыкова-Щедрина. Этот очерк, а также документы р а з ­ личных фондов Архангельского областного архива по­ могли мне представить общую картину зарождения ста­ рейшей в нашей стране лоцманской артели и отдельные факты ее начальной биографии. Как выяснилось, проводкой судов по сложным и изменчивым фарватерам в дельте Северной Двины мог­ ли заниматься только местные жители, постоянно ж и ­ вущие на островах в устье этой реки, ибо они как никто другой знали все особенности плавания от взморья до городских пристаней — на протяжении нескольких де ­ сятков верст сложного морского и речного пути. С годами стала формироваться своеобразная артель, доступ в которую ревниво оберегался, поскольку про­ мысел этот оплачивался заморскими «гостями» и мест­ ными купцами выше, чем любая другая работа. Эти островные крестьяне, писала в дни юбилея гу­ бернская газета, «верстались на убылые места между собою без приказного повеления, братским советом, на отцово или братне место, которое в такое дело станет, и кто знает корабельный ход»8. Такая преемственность — и это следует подчеркнуть особо — в среде лоцманов сохранялась в течение не­ скольких веков, вплоть до 20-х годов нашего столетия. Разбросанные по разным селениям корабельные во- жи со временем сгруппировались в одном месте, созда­ ли, как пишет Степан Федорович Огородников, «свой отдельный мир, так называемый лоцманский стан*, от­ стоящий от Архангельска в 7 верстах, вниз по Двине. Стан этот группируется на Двинских островах, в семи деревнях, близко между собою лежащих: Верхние и Нижние Хвосты, Кальчино, Кавкала, Пустошь, Ильины Пески и Залохотье»9. Огородников отмечал, что промысел корабельных вожей подразделялся на морской и речной. «Последним промыслом,— писал он,—-занимаются издавна крестья­ не, живущие в верховьях Северной Двины, и приводят к Архангельску на барках за условленную с хозяином плату грузы пеньки, льна, хлеба и т. п.»10. Надо полагать, именно с речными лоцманами в пер­ вую очередь познакомился на пути с верховьев Север­ ной Двины в Архангельск русский царь. В путешествии * Здесь и далее выделения в тексте сделаны автором. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz