Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
небольшую школу мореплавания, что тем удобнее, что там существует хорошая корабельная верфь»21. Нужно особо подчеркнуть, что группа офицеров флота и видных ученых, хорошо знавших положение дел в приморской губернии, активно выступила в под держку открытия на Севере морских учебных заведе ний. Одни из них предлагали ввести преподавание на вигации в уездных училищах, другие — учредить осо бые шкиперские школы во главе с инспекторами из морских офицеров. Поддержанный общественным мнением, архангель ский губернатор Степанов в 1839 году возбудил хода тайство об открытии навигационных классов при уезд ных училищах в Архангельске и Кеми, объясняя это тем, что жители этих городов «почти исключительно занимаются морскими промыслами, имеют надобность и охоту к изучению самонужнейших для мореплавания сведений»22. Об этом же хлопотал вице-адмирал И. Ф. Крузен штерн, авторитетнейший моряк, в свое время возгла вивший первое кругосветное плавание русских военных кораблей. В декабре 1840 года он писал министру про свещения Уварову: «По моему мнению, подобные нави гационные классы необходимы в такой губернии, как Архангельская, жители которой для торговли и рыбных промыслов на Белом море имеют, с вероятностию мож но положить, до 500 мореходных судов, требующих ис кусных кормщиков, но за недостатком сих последних при отправлении в дальнее плавание... нередко принуж дены нанимать иностранных шкиперов»23. Чтобы ускорить решение дела, Крузенштерн обра тился за советом и помощью к капитану 1 ранга М. Ф. Рейнеке и академику Бэру, незадолго до этого «обозревавшему Архангельскую губернию с ученою це- лию». В результате выяснилось, что еще в 1836 году Рейнеке, много лет занимавшийся гидрографическими работами в Белом море, составил «весьма дельную з а писку по предмету доставления сим жителям возмож ности приобрести нужные сведения для безопасности их плавания». Что же касается академика Бэра, «то он, как извест но,— писал Крузенштерн,— столь ревностно занимаю щийся всеми делами, обещающими пользу, неоднократ но настаивал о необходимости заведения навигационных училищ в Архангельске и Кеми»24. 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz