Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

небольшую школу мореплавания, что тем удобнее, что там существует хорошая корабельная верфь»21. Нужно особо подчеркнуть, что группа офицеров флота и видных ученых, хорошо знавших положение дел в приморской губернии, активно выступила в под­ держку открытия на Севере морских учебных заведе­ ний. Одни из них предлагали ввести преподавание на­ вигации в уездных училищах, другие — учредить осо­ бые шкиперские школы во главе с инспекторами из морских офицеров. Поддержанный общественным мнением, архангель­ ский губернатор Степанов в 1839 году возбудил хода­ тайство об открытии навигационных классов при уезд­ ных училищах в Архангельске и Кеми, объясняя это тем, что жители этих городов «почти исключительно занимаются морскими промыслами, имеют надобность и охоту к изучению самонужнейших для мореплавания сведений»22. Об этом же хлопотал вице-адмирал И. Ф. Крузен­ штерн, авторитетнейший моряк, в свое время возгла­ вивший первое кругосветное плавание русских военных кораблей. В декабре 1840 года он писал министру про­ свещения Уварову: «По моему мнению, подобные нави­ гационные классы необходимы в такой губернии, как Архангельская, жители которой для торговли и рыбных промыслов на Белом море имеют, с вероятностию мож­ но положить, до 500 мореходных судов, требующих ис­ кусных кормщиков, но за недостатком сих последних при отправлении в дальнее плавание... нередко принуж­ дены нанимать иностранных шкиперов»23. Чтобы ускорить решение дела, Крузенштерн обра ­ тился за советом и помощью к капитану 1 ранга М. Ф. Рейнеке и академику Бэру, незадолго до этого «обозревавшему Архангельскую губернию с ученою це- лию». В результате выяснилось, что еще в 1836 году Рейнеке, много лет занимавшийся гидрографическими работами в Белом море, составил «весьма дельную з а ­ писку по предмету доставления сим жителям возмож­ ности приобрести нужные сведения для безопасности их плавания». Что же касается академика Бэра, «то он, как извест­ но,— писал Крузенштерн,— столь ревностно занимаю­ щийся всеми делами, обещающими пользу, неоднократ­ но настаивал о необходимости заведения навигационных училищ в Архангельске и Кеми»24. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz