Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

себя приличного сод ерж ани я— для усовершенствования их в мореходстве, на пользу российской торговле». Канкрин строго предупреждал губернатора, чтобы «...Российские суда, отправляющиеся в заграничное пла­ вание, но не имеющие воспитанников означенных учи­ лищ или свидетельства сих заведений о неимении сво­ бодных воспитанников, не были отпускаемы в таковое плавание, как не имеющие узаконенного числа Русско­ го экипажа»19. На это жесткое требование северные, в частности кемские, купцы и мещане, занимающиеся мореходством, откликнулись по-своему: они просили губернатора «ос­ вободить их от исполнения этого закона». Кемлян мож­ но было понять: чтобы такому воспитаннику добраться до отдаленного кемского уезда, потребовалось бы не­ сколько недель, а летняя навигация на Белом море ко­ ротка. Кемские судовладельцы первыми на беломор­ ском побережье попросили губернское начальство об открытии при уездном училище особого класса для обу­ чения детей судохозяев науке мореплавания. Впрочем, если быть точным, то следует сказать, что сама идея создания такого учебного заведения ■— море­ ходного к л а с с а возникла не впервые. Еще в мае 1827 года губернское правление представило гражданскому губернатору свое мнение на этот счет: «...Чтобы вернее образовать всегда нужных иметь при купеческом порте матрозов и шкиперов российских, то учредить школу или класс при губернской здесь гимназии собственно для навигационных наук — в котором обучать мещан­ ских, а по желанию и из купеческих детей города Ар­ хангельска, допуская также и из других городов в гу­ бернии и крестьян, [и] по приобретению здесь познания о мореходстве... обращать их на корабли российские, на которых они будут практически усовершаться в по­ знании мореходства»20. Позднее, в 1834 году, такую же мысль высказал попечитель С.-ПетербургсКого учебного округа Донду- ков-Корсаков, проверявший учебные заведения Архан­ гельской губернии. Придя к выводу о том, что местные жители имеют «острую нужду в практическом образо­ вании», он предложил ввести в программу гимназии дополнительные предметы: коммерцию, часть химии и технологии, бухгалтерию. «Сверх того,— писал он,— весьма было бы желательно учредить в Архангельске 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz