Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
себя приличного сод ерж ани я— для усовершенствования их в мореходстве, на пользу российской торговле». Канкрин строго предупреждал губернатора, чтобы «...Российские суда, отправляющиеся в заграничное пла вание, но не имеющие воспитанников означенных учи лищ или свидетельства сих заведений о неимении сво бодных воспитанников, не были отпускаемы в таковое плавание, как не имеющие узаконенного числа Русско го экипажа»19. На это жесткое требование северные, в частности кемские, купцы и мещане, занимающиеся мореходством, откликнулись по-своему: они просили губернатора «ос вободить их от исполнения этого закона». Кемлян мож но было понять: чтобы такому воспитаннику добраться до отдаленного кемского уезда, потребовалось бы не сколько недель, а летняя навигация на Белом море ко ротка. Кемские судовладельцы первыми на беломор ском побережье попросили губернское начальство об открытии при уездном училище особого класса для обу чения детей судохозяев науке мореплавания. Впрочем, если быть точным, то следует сказать, что сама идея создания такого учебного заведения ■— море ходного к л а с с а возникла не впервые. Еще в мае 1827 года губернское правление представило гражданскому губернатору свое мнение на этот счет: «...Чтобы вернее образовать всегда нужных иметь при купеческом порте матрозов и шкиперов российских, то учредить школу или класс при губернской здесь гимназии собственно для навигационных наук — в котором обучать мещан ских, а по желанию и из купеческих детей города Ар хангельска, допуская также и из других городов в гу бернии и крестьян, [и] по приобретению здесь познания о мореходстве... обращать их на корабли российские, на которых они будут практически усовершаться в по знании мореходства»20. Позднее, в 1834 году, такую же мысль высказал попечитель С.-ПетербургсКого учебного округа Донду- ков-Корсаков, проверявший учебные заведения Архан гельской губернии. Придя к выводу о том, что местные жители имеют «острую нужду в практическом образо вании», он предложил ввести в программу гимназии дополнительные предметы: коммерцию, часть химии и технологии, бухгалтерию. «Сверх того,— писал он,— весьма было бы желательно учредить в Архангельске 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz