Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

нили, в частности, что купец В. Брандт «с сыновьями» имеет 12 судов, а Грибанов, Фонтейнес и Люрс — по одному. Команды нх кораблей состояли в общей слож­ ности из 180 иностранных и только 60 русских матросов, чем купцы явно нарушали узаконенные правила. В то же время на девяти судах, принадлежавших купцам Амосову, Онегину, Корняеву и Тютлину команды состо­ яли исключительно из местных жителей. В своем отчете проверяющие подчеркивали, что суда последних «от­ правляются» не только по Белому морю, но и «в нор­ вежские владения», при этом «жалоб... от упомянутых хозяев на неопытность в плавании российских матросов никогда предъявляемо не было»17. Наверное, судовла- дсльцы-поморы больше, чем иностранцы, доверяли до­ морощенным морякам, да и о пользе Отечеству тоже радели более... Хотя проблемы с отправкой за границу соотечественников и у них, конечно же, были. В августе 1840 года об этом писал гражданский губернатор П л а ­ тон Степанов: «Русские матросы, отправляясь за грани­ цу, берут от своих обществ плакатные паспорты, по большей части не более как на один год. Но весьма часто случается, что корабль, пробыв год за границей и возвратясь в здешний порт, должен в то же время от­ правиться обратно на неопределенное время. Тогда рус­ ские матросы для отплытия за границу должны брать новые паспорты от своих обществ, весьма часто из от­ даленных городов и селений. Продолжительность вре­ мени, необходимого на исходатайствование матросам видов, в подобных обстоятельствах лишает их возмож­ ности вновь идти на кораблях, а кораблехозяев постав­ ляет в необходимость заменять их неопытными и нена­ дежным поведением людьми»18. Матросы, просрочившие «плакатные паспорты», по возвращении на родину подвергались суровому нака за ­ нию, вплоть до предания суду. То есть одну из проблем искусственно создавали российские бюрократы. Другая состояла в том, что на Севере по-прежнему не было учебных заведений. В том же, 1840-м, году министр финансов Канкрин еще раз напомнил губернским властям, чтобы судохо- зяева неукоснительно соблюдали статью 589-ю «Уставов торговых». При этом настоятельно советовал: требуйте из училищ торгового мореплавания (Петербургского и Херсонского) «по одному воспитаннику» на каждое суд­ но перед выходом его в море, «с производством им от 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz