Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
нили, в частности, что купец В. Брандт «с сыновьями» имеет 12 судов, а Грибанов, Фонтейнес и Люрс — по одному. Команды нх кораблей состояли в общей слож ности из 180 иностранных и только 60 русских матросов, чем купцы явно нарушали узаконенные правила. В то же время на девяти судах, принадлежавших купцам Амосову, Онегину, Корняеву и Тютлину команды состо яли исключительно из местных жителей. В своем отчете проверяющие подчеркивали, что суда последних «от правляются» не только по Белому морю, но и «в нор вежские владения», при этом «жалоб... от упомянутых хозяев на неопытность в плавании российских матросов никогда предъявляемо не было»17. Наверное, судовла- дсльцы-поморы больше, чем иностранцы, доверяли до морощенным морякам, да и о пользе Отечеству тоже радели более... Хотя проблемы с отправкой за границу соотечественников и у них, конечно же, были. В августе 1840 года об этом писал гражданский губернатор П л а тон Степанов: «Русские матросы, отправляясь за грани цу, берут от своих обществ плакатные паспорты, по большей части не более как на один год. Но весьма часто случается, что корабль, пробыв год за границей и возвратясь в здешний порт, должен в то же время от правиться обратно на неопределенное время. Тогда рус ские матросы для отплытия за границу должны брать новые паспорты от своих обществ, весьма часто из от даленных городов и селений. Продолжительность вре мени, необходимого на исходатайствование матросам видов, в подобных обстоятельствах лишает их возмож ности вновь идти на кораблях, а кораблехозяев постав ляет в необходимость заменять их неопытными и нена дежным поведением людьми»18. Матросы, просрочившие «плакатные паспорты», по возвращении на родину подвергались суровому нака за нию, вплоть до предания суду. То есть одну из проблем искусственно создавали российские бюрократы. Другая состояла в том, что на Севере по-прежнему не было учебных заведений. В том же, 1840-м, году министр финансов Канкрин еще раз напомнил губернским властям, чтобы судохо- зяева неукоснительно соблюдали статью 589-ю «Уставов торговых». При этом настоятельно советовал: требуйте из училищ торгового мореплавания (Петербургского и Херсонского) «по одному воспитаннику» на каждое суд но перед выходом его в море, «с производством им от 262
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz