Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
да суда, отправляемые за границу, [будут] обязаны иметь в числе своего экипажа не более половины ино странных матросов, просят ходатайства в дозволении иметь с того времени и более оного числа таковых матросов, но не менее трех частей экипажа...»15 В этом же деле приложена и копия прошения упо мянутых купцов. Они напоминали министру, что, соглас но постановлений правительства, до 1840 года дозво ляется иметь на судах, «принадлежащих собственно россиянам», иностранных матросов не более трех час тей экипажа; с 1840 года в течение 10 лет можно будет брать на работу иностранцев на должности штурманов и шкиперов, а также матросов, но последних не более половины экипажа; с 1850 года — уже не более четвер той части команды, при этом «шкипера же всегда долж ны быть русские». Последнее требование оказалось наи более трудно выполнимым, поскольку в северном крае в это время не было морских учебных заведений, гото вивших командные кадры для торгового флота. Купцы горько сетовали: «...По чувствительному не достатку российских совершенно опытных мореходцев, мы, кораблехозяева, принуждены были доныне нанимать излишнее число людей из иностранцев для безопасного управления кораблями, а для сохранения положенной пропорции русских подданных нанимали мы последних в излишнем же против величины кораблей количестве, отчего на наших кораблях находилось всегда весьма более, чем истинное потребное, число людей, и тем са мым мы в расходах не можем сравняться с иностран ными кораблехозяевами, которые управляют кораблями с меньшим числом, но опытных людей»16. Не трудно видеть, что дело доходило до полного абсурда: русские судохозяева, стремясь не нарушить закон, вынуждены были брать на суда лишних людей, терпя при этом ничем не оправданные убытки. Сравне ние с условиями, в которых работали иностранцы, было вновь не в пользу русских торговых людей, а значит, и не в пользу нашей внешней морской торговли. В заключение купцы просили позволить им «воору жать свои корабли без положенной пропорции россий ских подданных». Контр-адмирал Сулима потребовал навести справ ки о количестве судов у каждого из именитых купцов и о положении дел с кадрами на этих судах. Члены коммерческого суда, проводившие обследование, выяс 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz