Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

да суда, отправляемые за границу, [будут] обязаны иметь в числе своего экипажа не более половины ино­ странных матросов, просят ходатайства в дозволении иметь с того времени и более оного числа таковых матросов, но не менее трех частей экипажа...»15 В этом же деле приложена и копия прошения упо­ мянутых купцов. Они напоминали министру, что, соглас­ но постановлений правительства, до 1840 года дозво­ ляется иметь на судах, «принадлежащих собственно россиянам», иностранных матросов не более трех час­ тей экипажа; с 1840 года в течение 10 лет можно будет брать на работу иностранцев на должности штурманов и шкиперов, а также матросов, но последних не более половины экипажа; с 1850 года — уже не более четвер­ той части команды, при этом «шкипера же всегда долж ­ ны быть русские». Последнее требование оказалось наи­ более трудно выполнимым, поскольку в северном крае в это время не было морских учебных заведений, гото­ вивших командные кадры для торгового флота. Купцы горько сетовали: «...По чувствительному не­ достатку российских совершенно опытных мореходцев, мы, кораблехозяева, принуждены были доныне нанимать излишнее число людей из иностранцев для безопасного управления кораблями, а для сохранения положенной пропорции русских подданных нанимали мы последних в излишнем же против величины кораблей количестве, отчего на наших кораблях находилось всегда весьма более, чем истинное потребное, число людей, и тем са­ мым мы в расходах не можем сравняться с иностран­ ными кораблехозяевами, которые управляют кораблями с меньшим числом, но опытных людей»16. Не трудно видеть, что дело доходило до полного абсурда: русские судохозяева, стремясь не нарушить закон, вынуждены были брать на суда лишних людей, терпя при этом ничем не оправданные убытки. Сравне­ ние с условиями, в которых работали иностранцы, было вновь не в пользу русских торговых людей, а значит, и не в пользу нашей внешней морской торговли. В заключение купцы просили позволить им «воору­ жать свои корабли без положенной пропорции россий­ ских подданных». Контр-адмирал Сулима потребовал навести справ­ ки о количестве судов у каждого из именитых купцов и о положении дел с кадрами на этих судах. Члены коммерческого суда, проводившие обследование, выяс­ 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz