Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
тснное свидетельство могло оградить меня от общест венных служб и рекрутских повинностей и дало воз можность беспрепятственно заниматься мне мореходст вом»13. Случай оказался необычным. Муравьев обратился за советом в Департамент торговли и мануфактур. Со гласие было дано, и Пашин блестяще выдержал «испы тание на звание российского шкипера». Присутствовав ший на экзамене Муравьев был удивлен тем, сколь от лично знал Пашин морское дело, и ходатайствовал «о награждении его» не штурманским званием, а, минуя его, сразу высшим — шкипера. Это звание, писал Му равьев, «сохранит столь нужного человека по части мо реплавания Архангельскому обществу»14. К сожалению, такие случаи были единичны. И к еще большей жалости, через год — в августе 1836-го— Па шин, отправившись из Колы в Петербург с грузом со леной рыбы, погиб вместе с экипажем и женой, сопро вождавшей его в этом рейсе. «Предполагают,— писал современник,— что судно было разбито вблизи Берге н а »— города, находящегося на южном побережье Нор вегии. Пример этот доказывает не только тот факт, что среди поморов были очень целеустремленные люди, но и то, что они из практики прекрасно знали многое из того, чему учили в специальных учебных заведениях. Складывалась парадоксальная ситуация: при достаточ ном количестве опытнейших моряков-практиков некого было отправить в «дальние вояжи», потому что многие не решались совершать переходы открытым океаном, и к тому же купцам непременно требовались дипломи рованные судоводители. В областном архиве есть дело под названием «Об увеличении числа русских шкиперов и матросов на рос сийских кораблях». Из него видно, что положение с под бором команд на суда, совершавшие дальние загранич ные рейсы, и в первой половине XIX столетия продол жало оставаться сложным. 8 мая 1839 года министр финансов Канкрин уведо лял архангельского военного губернатора контр-адми рала И. Сулиму: «Несколько главных кораблехозяев Архангельского и С.-Петербургского портов подали мне просьбу, в которой, объясняя о недостатке в опытных российских матросах при оных портах, имея в виду, что, по силе 589-й статьи Свода уставов торговых, с 1840 го- 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz