Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

тснное свидетельство могло оградить меня от общест­ венных служб и рекрутских повинностей и дало воз­ можность беспрепятственно заниматься мне мореходст­ вом»13. Случай оказался необычным. Муравьев обратился за советом в Департамент торговли и мануфактур. Со­ гласие было дано, и Пашин блестяще выдержал «испы­ тание на звание российского шкипера». Присутствовав­ ший на экзамене Муравьев был удивлен тем, сколь от­ лично знал Пашин морское дело, и ходатайствовал «о награждении его» не штурманским званием, а, минуя его, сразу высшим — шкипера. Это звание, писал Му­ равьев, «сохранит столь нужного человека по части мо­ реплавания Архангельскому обществу»14. К сожалению, такие случаи были единичны. И к еще большей жалости, через год — в августе 1836-го— Па ­ шин, отправившись из Колы в Петербург с грузом со­ леной рыбы, погиб вместе с экипажем и женой, сопро­ вождавшей его в этом рейсе. «Предполагают,— писал современник,— что судно было разбито вблизи Берге­ н а »— города, находящегося на южном побережье Нор­ вегии. Пример этот доказывает не только тот факт, что среди поморов были очень целеустремленные люди, но и то, что они из практики прекрасно знали многое из того, чему учили в специальных учебных заведениях. Складывалась парадоксальная ситуация: при достаточ­ ном количестве опытнейших моряков-практиков некого было отправить в «дальние вояжи», потому что многие не решались совершать переходы открытым океаном, и к тому же купцам непременно требовались дипломи­ рованные судоводители. В областном архиве есть дело под названием «Об увеличении числа русских шкиперов и матросов на рос­ сийских кораблях». Из него видно, что положение с под­ бором команд на суда, совершавшие дальние загранич­ ные рейсы, и в первой половине XIX столетия продол­ жало оставаться сложным. 8 мая 1839 года министр финансов Канкрин уведо лял архангельского военного губернатора контр-адми­ рала И. Сулиму: «Несколько главных кораблехозяев Архангельского и С.-Петербургского портов подали мне просьбу, в которой, объясняя о недостатке в опытных российских матросах при оных портах, имея в виду, что, по силе 589-й статьи Свода уставов торговых, с 1840 го- 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz