Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
а это соответствующим образом отражалось на разви тии экономики страны. В 1827 году в Петербурге был учрежден особый ко митет для изыскания причин, затруднявших успех ком мерческого мореходства и судостроения. По-видимому, одной из причин и было названо отсутствие собствен ных морских кадров. На эту мысль наводит то обстоя тельство, что, проанализировав положение дел, комитет хлопотал об открытии училищ торгового мореплавания. В 1829 году в Петербурге и в 1834 году в Херсоне открылись училища, которые стали готовить штурманов и шкиперов дальнего плавания для торгового флота. В обоих были одинаковые учебные программы и один — четырехлетний — срок обучения. С 1836 года при Петербургском училище дальнего плавания начали работать специальные навигационные классы для моряков-практиков. Архангельская город ская дума стала ежегодно подбирать двух-трех молодых людей и отправлять их в эти навигационные классы. Получив необходимые знания, дипломированные штур маны возвращались на Север, где и определялись на купеческие и промысловые поморские суда. Но и эти специалисты, занимавшие на судах командные должно сти, по малочисленности своей кадровую проблему ре шить не могли. В эти же годы принимались меры к закреплению па судах, совершающих дальние плавания, матросов из русских подданных: им предоставили ряд существен ных льгот. В частности, после пяти навигаций — но только «при хорошем поведении» — матросы освобож дались «от исправления в селениях натуральных по винностей», а после десяти морских кампаний — и от платежа рекрутской повинности. По истечении же пят надцати лет службы на судах каждый матрос на граж дался серебряной медалью. Но и эти меры, к сожалению, не принесли желаемых результатов. Талантливых, от природы способных моряков в Бе- ломорье всегда было с избытком, но... где получить морское образование, а с ним и заветный диплом «уче ного» судоводителя? Почти сорок лет (с 1804 по 1841 год) на Севере не было морских учебных заведений. Вот почему так вольготно чувствовали себя здесь иност ранцы. Купцы и судохозяева, отправляя свои суда в дальние рейсы, буквально шли на поклон к заморским штурманам и шкиперам, соглашаясь на любые условия. 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz