Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

а это соответствующим образом отражалось на разви­ тии экономики страны. В 1827 году в Петербурге был учрежден особый ко­ митет для изыскания причин, затруднявших успех ком­ мерческого мореходства и судостроения. По-видимому, одной из причин и было названо отсутствие собствен­ ных морских кадров. На эту мысль наводит то обстоя­ тельство, что, проанализировав положение дел, комитет хлопотал об открытии училищ торгового мореплавания. В 1829 году в Петербурге и в 1834 году в Херсоне открылись училища, которые стали готовить штурманов и шкиперов дальнего плавания для торгового флота. В обоих были одинаковые учебные программы и один — четырехлетний — срок обучения. С 1836 года при Петербургском училище дальнего плавания начали работать специальные навигационные классы для моряков-практиков. Архангельская город­ ская дума стала ежегодно подбирать двух-трех молодых людей и отправлять их в эти навигационные классы. Получив необходимые знания, дипломированные штур­ маны возвращались на Север, где и определялись на купеческие и промысловые поморские суда. Но и эти специалисты, занимавшие на судах командные должно­ сти, по малочисленности своей кадровую проблему ре­ шить не могли. В эти же годы принимались меры к закреплению па судах, совершающих дальние плавания, матросов из русских подданных: им предоставили ряд существен­ ных льгот. В частности, после пяти навигаций — но только «при хорошем поведении» — матросы освобож­ дались «от исправления в селениях натуральных по­ винностей», а после десяти морских кампаний — и от платежа рекрутской повинности. По истечении же пят­ надцати лет службы на судах каждый матрос на граж ­ дался серебряной медалью. Но и эти меры, к сожалению, не принесли желаемых результатов. Талантливых, от природы способных моряков в Бе- ломорье всегда было с избытком, но... где получить морское образование, а с ним и заветный диплом «уче­ ного» судоводителя? Почти сорок лет (с 1804 по 1841 год) на Севере не было морских учебных заведений. Вот почему так вольготно чувствовали себя здесь иност­ ранцы. Купцы и судохозяева, отправляя свои суда в дальние рейсы, буквально шли на поклон к заморским штурманам и шкиперам, соглашаясь на любые условия. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz