Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

лезны, а в иностранных местах по своему дурному по­ ведению выходят из повиновения, своевольно отлучают­ ся с кораблей... таскаясь по разным местам, [а] по воз­ вращению в Россию требуют от тех же кораблехозяев за несколько лет себе платы, ими не заслуженной...» Кроме того, отмечал Клокачев, за этих-то нерадивых матросов приходится «до возвращения оплачивать... го­ сударственные подати». А потому «купечество не нахо­ дит, так сказать, выгоды отправлять свои корабли», а предпочитает «перевозить российские изделия на иност­ ранных судах, за которые фрахт обходится дешевле». Завершал свое послание императору он следующим образом: «Ежели бы не было столь отяготительного для купе­ чества затруднения в составлении екипажа па россий­ ские купеческие суда... то, без сомнения, больше судов здесь строилось бы и отправляемо было за море, а тем более в частную и государственную пользу обращалось, и ожидать надлежит, что и самый отвоз российских то­ варов в иностранные места производился бы несравнен­ но больше тогда на российских судах, что в вящую об­ ратилось бы государственную пользу»". Доводы военного губернатора показались царю убе­ дительными. И поскольку от успеха внешней морской торговли действительно в немалой степени зависело пополнение небогатого в ту пору государственного бюд­ жета, делу на этот раз был дан надлежащий ход. 7 марта 1820 года последовало распоряжение: «...Не делать препятствия в отправлении от Архан­ гельского порта российских купеческих судов, если на оных и не будет находиться определенного числа рос­ сийских матросов, дозволяя нанимать иностранцев в т а ­ ком количестве, сколько потребно будет». В документе оговаривалось: «Дозволение сие даруется исключительно Архан­ гельскому порту на 10 лет в том ожидании, что в тече­ ние сего времени архангельское купечество приложит старание образовать для мореходства достаточное чис­ ло матросов и шкиперов из подданных российских...»12 Но практика с каждым годом все больше убеждала, что заморским морякам были чужды интересы местных предпринимателей и интересы государства в целом. Значительные убытки из-за ограничений в торговых делах и унизительное положение не способствовали р а з ­ витию коммерческой активности русского купечества, Э. З ак аз 5774. 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz