Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
лезны, а в иностранных местах по своему дурному по ведению выходят из повиновения, своевольно отлучают ся с кораблей... таскаясь по разным местам, [а] по воз вращению в Россию требуют от тех же кораблехозяев за несколько лет себе платы, ими не заслуженной...» Кроме того, отмечал Клокачев, за этих-то нерадивых матросов приходится «до возвращения оплачивать... го сударственные подати». А потому «купечество не нахо дит, так сказать, выгоды отправлять свои корабли», а предпочитает «перевозить российские изделия на иност ранных судах, за которые фрахт обходится дешевле». Завершал свое послание императору он следующим образом: «Ежели бы не было столь отяготительного для купе чества затруднения в составлении екипажа па россий ские купеческие суда... то, без сомнения, больше судов здесь строилось бы и отправляемо было за море, а тем более в частную и государственную пользу обращалось, и ожидать надлежит, что и самый отвоз российских то варов в иностранные места производился бы несравнен но больше тогда на российских судах, что в вящую об ратилось бы государственную пользу»". Доводы военного губернатора показались царю убе дительными. И поскольку от успеха внешней морской торговли действительно в немалой степени зависело пополнение небогатого в ту пору государственного бюд жета, делу на этот раз был дан надлежащий ход. 7 марта 1820 года последовало распоряжение: «...Не делать препятствия в отправлении от Архан гельского порта российских купеческих судов, если на оных и не будет находиться определенного числа рос сийских матросов, дозволяя нанимать иностранцев в т а ком количестве, сколько потребно будет». В документе оговаривалось: «Дозволение сие даруется исключительно Архан гельскому порту на 10 лет в том ожидании, что в тече ние сего времени архангельское купечество приложит старание образовать для мореходства достаточное чис ло матросов и шкиперов из подданных российских...»12 Но практика с каждым годом все больше убеждала, что заморским морякам были чужды интересы местных предпринимателей и интересы государства в целом. Значительные убытки из-за ограничений в торговых делах и унизительное положение не способствовали р а з витию коммерческой активности русского купечества, Э. З ак аз 5774. 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz