Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ческие корабли флотских офицеров и штурманов с про изводством нм половинного содержания от казны. Надо заметить, что эта мера по сути была не нова. Еще в 1722 году правительство признавало необходи мым «для приучения к мореплаванию» включать в команды русских судов военных моряков — матросов из Адмиралтейства, которые должны были составлять пятую часть команды каждого судна. Распоряжение это сохраняло силу и при преемниках Петра I. Так, в 1728 году Адмиралтейская коллегия предписывала хозяевам судов — уже под угрозой штрафа! — брать и содержать матросов из военного ведомства. 3 июня 1729 года ука зывала: к пяти матросам «определять» одного из Адми ралтейства. Но судовладельцы неохотно шли на это, по скольку у торгового флота всегда была своя специфика, военных моряков приходилось учить почти заново, а вы учившие!), они вновь уходили на корабли военно-мор ского флота. И теперь, в начале нового столетня, между купцами и военными моряками ладу не стало. Первые ж ал о в а лись на своеволие и грубость морских чинов, последние крайне тяготились такой «службой» и всячески ее избе гали. К тому же Морское ведомство не всегда распола гало свободными кадрами, чтобы иметь возможность командировать их на купеческие суда. С 1805 года т а кая практика и вовсе прекратилась. В 1800 году купцы обратились к правительству с хо датайством об ограждении русской морской торговли от притязаний иноземных торговых контор и о принятии мер для поощрения отечественного мореплавания. Одна ко правительство не спешило принимать радикальные меры. Правда, начиная с 1804 года, разрешен был прием в Кронштадтское штурманское училище «до 20 пансио неров... для образования сословия шкиперов и штурма нов с обязанноетшо в воздаяние принятого попечения, по выпуске пробыть на купеческом судне в званпн шки пера пли штурмана, по крайней мере, 8 лет». Но в мас штабе страны это была, что называется, капля в море. И в 1809 году правительство вынуждено было р а зр е шить нанимать в экипажи судов, отправляемых за гра ницу, больше половины матросов «из иностранных под данных». А в 1813 году архангельские купцы, не видя выхода из создавшегося положения, вновь просили о разрешении набирать экипажи из иноземцев, указывая 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz