Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
торговля в состоянии ли будет устоять от этого пора жения?»8. Конкуренция была жестокой. Когда Петр I снарядил экспедицию торговых судов в Италию и Францию, английские и голландские купцы, узнав об этом, тут же наводнили итальянский рынок русскими товарами, при слав туда более десяти судов, хотя раньше отправляли в Италию от двух до пяти кораблей; а во Франции, по отзыву торговых агентов России, иностранные ком мерсанты чинили русским купцам «великие помеша тельства». В результате экспедиция была неудачной. Чтобы противостоять конкуренции, русские купцы стали объединяться в компании. Но низкий уровень их образования и недостаточный коммерческий опыт при вели к прекращению деятельности купеческих объеди нений. Вообще все новое в России всегда внедрялось с тру дом, требовались многие десятилетия, чтобы оно при жилось и стало привычным. Не исключением была и торговля со странами Запада . Консерватизм многих купцов, сила привычки, нежелание кардинально менять образ жизни и деятельности толкали их на самый лег кий путь: они передоверяли свои дела иностранцам, благо те в своей деятельности были активны, но в чью пользу? В этих условиях наиболее жизнеспособным оказался каботажный флот. Его владельцы не испытывали тех трудностей, которые выпали на долю купцов, ведущих заграничную торговлю. Небольшие, на совесть срабо танные крестьянскими плотниками суда исправно ходи ли на рыбный и звериный промыслы, возили свою про дукцию в Архангельск, а там грузились хлебом и не спешно возвращались по домам. Опытный помор на должность шкипера всегда для них находился. А с кадрами для торговых судов после закрытия мореходной школы вновь стало туго. Особенно острой была нужда в опытных шкиперах и судоводителях. Чтобы хоть сколько-то поправить положение, Адмирал тейство направляло на торговые суда своих офицеров. В 1802 году вышел указ: по требованию купцов д а вать им от Адмиралтейства матросов и унтер-офицеров с тем условием, чтобы хозяева платили им жалованье и выдавали довольствие, а «за носку казенного мундира вносили в казну по два рубля в месяц с каждого чело века». Тогда же дозволено было «увольнять» на купе 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz