Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

проблема еще долгое время, выражаясь канцелярским языком, находилась в стадии обсуждения. Через десять лет, в 1781 году, был издан важный правительственный документ — «Устав купеческого во­ доходства». Этот законодательный акт, состоящий из 298 статей, заключал в себе как ранее изданные зако ­ ноположения, так и целый ряд новых постановлений, регулировавших многие стороны «судоходного промыс­ ла» при речных и морских плаваниях. Но этот документ почти не затрагивал острейшую проблему комплектова­ ния экипажей. В том же году, в мае, директор Архангельской т а ­ можни Богдан Головичов получил указ из Коммерц- коллегии: «...При всяком отправлении от Архангельско­ го порта в Северное море с нагруженными товарами кораблей объявлять купечеству, чтоб были оные проч­ ные и не подвергались бы кораблекрушению, а равно и шкиперов на оные выбирали бы знающих и порядоч­ ных». Через несколько дней директор таможни «покорней­ ше рапортовал» столичному начальству: «...На отправ­ ляющихся от Архангельского города в чужестранные порты российских купеческих кораблях шхипоры быва­ ют выписываемые теми российскими купцами из иност­ ранных и иностранные обученные, а в норвежские га ­ вани и местечки на небольших судах от здешних купцов отправляемые бывают шхипорами или кормщиками из здешних же купцов и мещан, тако ж и из крестьян —• навигации не обученные, а единственно по одной при­ вычке, ибо в здешнем месте, за неимением для парти­ кулярных людей навигаторской школы, на купеческие корабли из российского народа в шхипоры и штурманы обученных навигации сыскать негде»6. Через полгода в Холмогорах открылась мореходная школа. Это было первое морское учебное заведение России, готовившее судоводителей для нужд коммерче­ ского флота. Через пять лет, в 1786 году, школа была переведена в Архангельск. Подготовленных ею грамот­ ных судоводителей купцы охотно брали на свои суда и отправляли в дальние рейсы. Почти четверть века про­ существовала школа — она была закрыта в 1804 году, и в этом закрытии, на мой взгляд, проявилась недаль­ новидность русского правительства, по-прежнему упо­ вавшего на заморские кадры. 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz