Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
проблема еще долгое время, выражаясь канцелярским языком, находилась в стадии обсуждения. Через десять лет, в 1781 году, был издан важный правительственный документ — «Устав купеческого во доходства». Этот законодательный акт, состоящий из 298 статей, заключал в себе как ранее изданные зако ноположения, так и целый ряд новых постановлений, регулировавших многие стороны «судоходного промыс ла» при речных и морских плаваниях. Но этот документ почти не затрагивал острейшую проблему комплектова ния экипажей. В том же году, в мае, директор Архангельской т а можни Богдан Головичов получил указ из Коммерц- коллегии: «...При всяком отправлении от Архангельско го порта в Северное море с нагруженными товарами кораблей объявлять купечеству, чтоб были оные проч ные и не подвергались бы кораблекрушению, а равно и шкиперов на оные выбирали бы знающих и порядоч ных». Через несколько дней директор таможни «покорней ше рапортовал» столичному начальству: «...На отправ ляющихся от Архангельского города в чужестранные порты российских купеческих кораблях шхипоры быва ют выписываемые теми российскими купцами из иност ранных и иностранные обученные, а в норвежские га вани и местечки на небольших судах от здешних купцов отправляемые бывают шхипорами или кормщиками из здешних же купцов и мещан, тако ж и из крестьян —• навигации не обученные, а единственно по одной при вычке, ибо в здешнем месте, за неимением для парти кулярных людей навигаторской школы, на купеческие корабли из российского народа в шхипоры и штурманы обученных навигации сыскать негде»6. Через полгода в Холмогорах открылась мореходная школа. Это было первое морское учебное заведение России, готовившее судоводителей для нужд коммерче ского флота. Через пять лет, в 1786 году, школа была переведена в Архангельск. Подготовленных ею грамот ных судоводителей купцы охотно брали на свои суда и отправляли в дальние рейсы. Почти четверть века про существовала школа — она была закрыта в 1804 году, и в этом закрытии, на мой взгляд, проявилась недаль новидность русского правительства, по-прежнему упо вавшего на заморские кадры. 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz