Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ских матросов была снижена до двух третей, а «буде же на котором корабле, хотя русских матросов и мень ше дву доль случитца, однако ж за тем кораблей не удерживать, дабы желающие за морем в чужих краях коммерцию иметь никакого в том препятствия не нес ли». Таким образом, правительство стремилось разви вать торговлю па отечественных судах, но возможности были ограничены, поскольку желающих пойти в мо р е — в дальние рейсы, надолго — было очень немного. И даже в 70-х годах того же столетия «настоящим пре пятствием» к заграничной торговле русских купцов- судовладельцев являлось «неименее российских матро сов, отчего особливо архангелогородское купечество имеет остановку»3. Все эти годы в Архангельске коман ды судов заграничного плавания комплектовались глав ным образом из иностранцев. Причем если в 20—30-е годы на корабли Бажсннных, Д. Евреинова, Н. Крылова нанимались и русские моряки, большей частью из по садских людей Архангельска и крестьян Двинского уезда, то с 40-х годов стала заметной тенденция заблаго временного ввоза иностранцев, а к 60-м годам XVIII ве ка наем матросов за границей стал уже закономерно стью4. Тогда же, в начале 60-х годов, член Коммерц-колле- гии статский советник Г. Меженинов высказался за соз дание штурманской конторы при Адмиралтействе, уче ников которой после обучения должны были «раздавать торгующим в чюжие державы купцам». В это же время Адмиралтейская коллегия предлагала открыть в ряде городов, в том числе и в Архангельске, навигационные школы, ученики из которых после прохождения теоре тического курса должны были приобретать практиче ские навыки мореплавания на военных кораблях, сдать экзамены и, получив аттестаты, наниматься на купече ские суда. Сенат признал это предложение «сколько нужным, столько и полезным», но ввиду «немалого иж дивения», требовавшегося на содержание учеников, учителей и приставов, счел его несвоевременным. Ко миссия о коммерции, решая этот же вопрос в 1771 году по распоряжению императрицы, сочла необходимым на нимать на каждый русский корабль по одному-три юно ши (юнги), которые после «урочных лет», сдав экзаме ны в Адмиралтейской коллегии и получив аттестаты, использовались бы на торговых судах русских купцов в качестве шкиперов, штурманов и боцманов5. Однако 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz