Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ских матросов была снижена до двух третей, а «буде же на котором корабле, хотя русских матросов и мень­ ше дву доль случитца, однако ж за тем кораблей не удерживать, дабы желающие за морем в чужих краях коммерцию иметь никакого в том препятствия не нес­ ли». Таким образом, правительство стремилось разви ­ вать торговлю па отечественных судах, но возможности были ограничены, поскольку желающих пойти в мо­ р е — в дальние рейсы, надолго — было очень немного. И даже в 70-х годах того же столетия «настоящим пре­ пятствием» к заграничной торговле русских купцов- судовладельцев являлось «неименее российских матро­ сов, отчего особливо архангелогородское купечество имеет остановку»3. Все эти годы в Архангельске коман­ ды судов заграничного плавания комплектовались глав ­ ным образом из иностранцев. Причем если в 20—30-е годы на корабли Бажсннных, Д. Евреинова, Н. Крылова нанимались и русские моряки, большей частью из по­ садских людей Архангельска и крестьян Двинского уезда, то с 40-х годов стала заметной тенденция заблаго ­ временного ввоза иностранцев, а к 60-м годам XVIII ве­ ка наем матросов за границей стал уже закономерно­ стью4. Тогда же, в начале 60-х годов, член Коммерц-колле- гии статский советник Г. Меженинов высказался за соз­ дание штурманской конторы при Адмиралтействе, уче­ ников которой после обучения должны были «раздавать торгующим в чюжие державы купцам». В это же время Адмиралтейская коллегия предлагала открыть в ряде городов, в том числе и в Архангельске, навигационные школы, ученики из которых после прохождения теоре­ тического курса должны были приобретать практиче­ ские навыки мореплавания на военных кораблях, сдать экзамены и, получив аттестаты, наниматься на купече­ ские суда. Сенат признал это предложение «сколько нужным, столько и полезным», но ввиду «немалого иж ­ дивения», требовавшегося на содержание учеников, учителей и приставов, счел его несвоевременным. Ко­ миссия о коммерции, решая этот же вопрос в 1771 году по распоряжению императрицы, сочла необходимым на­ нимать на каждый русский корабль по одному-три юно­ ши (юнги), которые после «урочных лет», сдав экзаме ­ ны в Адмиралтейской коллегии и получив аттестаты, использовались бы на торговых судах русских купцов в качестве шкиперов, штурманов и боцманов5. Однако 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz