Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

бернатор прежде всего предлагал «поощрить постройку судов правильной мореходной конструкции». Д л я этого, по мнению Хрущова, необходимо было, во-первых, р а з ­ решить крестьянам беспошлинный отпуск леса на пост­ ройку таких судов; во-вторых, продлить на 10 лет бес­ пошлинный привоз из-за границы различной металли­ ческой оснастки; в-третьих, выдавать премии — по 5 рублей с каждого ласта,— если судно будет постро­ ено по новым образцам35. В столице предложенные меры были утверждены и на практике оказались довольно действенными. Словом, то, что в течение полутора столетий не могли решить грозные царские указы, было решено за несколько де ­ сятков лет, благодаря усилиям опытнейших мастеров Соломбальской верфи, ставшей неофициальной школой мастерства для корабелов-самоучек. Способствовало этому и открытие на Севере двух морских учебных заведений. В феврале 1842 года начались занятия в Архангель­ ских и Кемских шкиперских курсах. Их создатели ста­ вили цель «по возможности обезопасить и улучшить плавание беломорских судов как самой постройкою, так и способом управления их»зв. Ведущими препода­ вателями в них были флотские офицеры, владевшие, помимо штурманских знаний, и теорией судостроения, к тому же радевшие о строительстве в поморских селах лучших образцов парусных судов. В Положении об этих морских учебных заведениях указывалось: «...для ознакомления слушателей с кора­ бельною Архитектурою и вооружением судов, в особен­ ности для починки аварий и исправления неправильной постройки судов, равно для улучшения такелажа будут в классах изъясняться чертежи, а сверх того слушатели в Архангельске могут быть водимы в Адмиралтейство»37. Первый преподаватель Архангельских шкиперских курсов Александр Мильбах еще осенью 1841 года об­ ратился к военному губернатору с просьбой о создании отдельного помещения, где бы размещались различные модели судов. Он писал: «...я советовался с корабель­ ным мастером здешнего порта Загуляевым, и нахожу нужным в классах преподавание практического судо­ строения и завести модельную, где ученики могут быть обучены составлению членов судна и могут видеть в малом виде, как производится постройка судна. Имея эти познания и посещая Адмиралтейскую верфь, маль­ 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz