Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
'Секреты своего мастерства Яков Антонов передал своим сыновьям — Ивану и Василию. К памятному для их отца 1876 году они самостоятельно построили уже около 20 морских судов. Примечательно, что в те же майские дни 1876 года Василий Антонов на лесной бирже купца Серебрякова заканчивал отделку морской шхуны, построенной им по заказу хозяина биржи, причем построенной с пора зительной быстротой — за три месяца. И на этот раз весть о рождении нового корабля быстро разнеслась по городу. Несмотря на то, что о спуске шхуны Серебряков не объявлял заранее, и не обращая внимания на ненастную погоду, горожане со брались у места постройки «в большом количестве». Они «смиренно, под накрапывающий дождь, при холод ном ветре, дождались появления в водах Северной Д в и ны новой шхуны и, в 10 часов дружно приветствовав громким «ура» расцветившийся русский торговый флаг на флагштоке «Калерии», разошлись по домам»33. В конце 1859 года губернская газета отмечала име на еще двух крестьянских корабелов — Степана Ахлы- нова н Василия Артюшкина: «...оба слывут в настоящее время искусными мастерами в Поморье и всегда име ют главные или лучшие заказы по постройке судов, преимущественно новоманерных шхун»34. Оба они, кстати, прошли хорошую выучку на той же казенной верфи. В приморских селах в те годы велось интенсивное строительство судов, так что корабельным мастерам, прошедшим курс обучения на первой верфи России и убедившимся на практике в преимуществе и достоинст вах кораблей новейших по тому времени конструкций, было где приложить «благоприобретенные» знания. В том же номере губернской газеты приводились д ан ные о строительстве судов за последние семь лет (1852—-1859). В Мезенском уезде было построено 79 су дов, в Архангельском — 33, Онежском — 46, а в Кем с к ом— 314. Последней цифре удивляться не следует, ибо в этом уезде сосредоточивалась основная доля кре стьянского судостроения. В мае 1857 года архангельский военный губернатор вице-адмирал Хрущов, выполняя задание созданного при Морском министерстве Особого комитета, отправил в столицу свои предложения по дальнейшему улучше нию крестьянского судостроения. В числе этих мер гу- 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz