Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Антонов стал учиться, где только мог. Он быстро усваивал все новшества в кораблестроительном деле и с успехом применял их на практике. Поучившись в Со ломбале, он «в 1851 году первым совершил попытку преобразования сего типа судов на новый, более совер шенный, с правильною конструкцпею и оснасткою — на тип тех шхун, которыми, по их морским качествам, справедливо может гордиться наш беломорский купе ческий флот»30. Только теперь, в середине XIX столетия, в беломор ском крестьянском судостроении наступило, наконец, то время, когда мечты Петра I стали воплощаться в жизнь. Губернская газета по этому поводу замечала: «До 1856 года... суда местной постройки были неуклюжи, а в настоящее время (1873 год.— Г. П.) многие своею прочностью, легкостью и красотою превосходят иност ранные. Так, когда Великий Князь Алексей Александро вич ехал в Финляндию (в 1870 году.— Г. П .), то обра тил внимание на большую шхуну сумского мещанина Г. М. и ни за что не хотел поверить, что это было рус ских рук изделие, пока не убедился в точности от само го хозяина — с этою целию нарочно останавливались среди моря»31. Яков Васильевич Антонов-Горносталев строил ново манерные суда не один десяток лет. Последнее свое судно создал на 76-м году жизни. З ак а з был необыч ный: Архангельское правление Общества подания по мощи при кораблекрушениях решило построить спаса тельный бот-крейсер, который бы во время навигации находился в горле Белого моря, где «по причине частых туманов и сильных течений» суда нередко терпели бед ствие. Спасательное судно в случае нужды могло бы оказать необходимую помощь. Бот был заложен 16 августа 1875 года в Архангель ске на берегу Северной Двины, между Рыбной и Со борной пристанями. Это место в губернском городе было примечательно тем, что суда здесь строились «решитель но без всяких приспособлений». Корпус бота набирался из лучшей северной листвен ницы: учитывая назначение судна, его прочности и на дежности всех креплений уделяли особое внимание. Спуск бота-крейсера проходил 21 мая 1876 года в очень торжественной обстановке, он «поднял на ноги весь Архангельск». На спуск корабля прибыло все гу- 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz