Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

из Сумского Посада — Иван Жданов, из Сороки — Ва­ силий Иконников, из Шуи — Степан Ахлынов. Расходы по их обучению верфь на первых порах, возможно, брала па себя — учеников из числа поморов тогда было немного. Но в 1859 году гражданский гу­ бернатор разослал земским исправникам прибрежных уездов циркулярное письмо, в котором распорядился содержать мастеров, направляемых в Соломбалу «в ви­ дах содействия правильному развитию торгового судо­ строения», за счет «обществ, от коих они избраны бу­ дут»28. Не известно, сколь дорого обходилось обществам это содержание, но, расходов оно, конечно же, прибав­ ляло. И все же сознавая, что польза будет немалой, они отправляли «в Архангельский порт временно для на­ глядного обучения» лучших своих мастеров. Среди них был искусный строитель каботажных судов кемлянин Яков Васильевич Антонов (уличное прозвище Горно- сталев). Губернатор Арандаренко, признавая и ценя авторитет этого мастера, известного во всем Поморье, сообщил о нем капитану над портом Калугину отдель­ ным письмом: «По сделанному в Архангельск вызову мастеров, занимающихся судостроением, для практиче­ ского усовершенствования в Архангельском порте при­ был сюда крестьянин Кемского уезда деревни Подужем- ской Яков Антонов, занимающийся постройкой судов в Соловецком монастыре. Покорнейше прошу вас до­ зволить ему, Антонову, наглядно учиться, как строятся в Архангельском порте военные суда, дабы по примеру этому потом он сам мог строить купеческие суда». Капитан 1 ранга Калугин, наслышанный о высоком мастерстве Антонова, поручил его обучение, не в при­ мер прочим крестьянам, «ближайшему руководству.— одному из офицеров, находящемуся при строении су­ дов»29. Кемский уезд отличался тем, что там работали мас­ тера исключительно «староманерных» судов. И Яков Антонов первое свое судно, построенное в 1827 году, сделал, подражая старым корабелам, по принятому здесь образцу. Но человек от природы одаренный та ­ лантом чувствовать пропорции и красоту, он сразу по­ нял, сколь неуклюжа его лодья. К тому же она с тру­ дом шла против ветра, а значит, обладала плохой м а ­ невренностью, что усложняло плавание в проливах и различных «узкостях».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz