Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ких судов впервые по-государственному ответственно взялись решить не в столице и не в чиновничьих каби нетах губернского правления, а на Соломбальской верфи. Известнейшие на Севере корабелы А. М. Курочкин, В. А. Ершев и Ф. Т. Загуляев предложили приглашать на государственную верфь для обучения наиболее т а лантливых крестьянских судостроителей. В августе 1829 года главный строитель Соломбаль ской верфи генерал-майор Андрей Михайлович Куроч кин писал главному командиру порта: «Поручено было мною корабельному инженеру-под- полковнику Ершеву сочинить чертежи, чтобы суда по оным построены были удобны и полезны и для плава ния безопасны, что он, Ершев, и сделал... К сему присовокупляю, что построение судов по чер тежам вновь сочиненным, должно производимо быть под надзором корабельных унтер-офицеров, которые употребляемы были при судовых строениях и которые опытами научены, какой лес и материал где и как упо треблять полезнее, соблюдая общую прн том пользу, чтоб построенное судно и скреплено было благополучно. Следует предоставить городничим тех мест, где про изводится строение судов, [право] избирать из кресть ян... для испытания и наставления в делах [и] присы лать к инженерам в Архангельск, кораблестроение про изводящим... Новость такового введения, может быть, некоторым из промышленников вначале покажется затруднитель ною, но безошибочно заключить можно, что судохозяева обретут больше пользы, потому что суда, по планам построенные, должны быть несравненно прочнее суще ствующих и плавать будут... лучше нынешних, в чем удостоверить могут суда правильной конструкции»27. Надо заметить, что в поморских селах поначалу от неслись к этому предложению весьма настороженно. Когда же у архангелогородских корабелов появились первые ученики из крестьянских судостроителей, те и другие были приятно удивлены. Соломбальцы порази лись опыту и сметке крестьян, а те, в свою очередь, радушному приему, желанию известных на всем Севере судостроителей без утайки открыть все секреты своего мастерства. Среди тех, кого приглашали на Соломбальскую верфь «для наглядного обучения судостроению», были мастера из разных мест: из Нюхчи — Григорий Фомин,. 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz