Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
В архиве мне попал в руки документ, свидетельст вующий о том, что лодья мезенского крестьянина Ивана Малыгина, построенная в селе Койда, исправно служи ла своему хозяину 35 навигаций. Десятки жестоких штормов выдержал ее прочный корпус, несколько раз за это время менялось парусное вооружение. Наконец, совсем одряхлел ее владелец, но судно, построенное ■сельским корабелом, все еще продолжало плавать... Крестьянское судостроение с давнего времени было развито в Патракеевской волости, в Онеге и ее окрест ностях, на южном побережье Кольского полуострова. Много судов строили в Мезенском уезде, причем здесь строили суда, приспособленные к плаванию в ледовых условиях. Славилась потомственными судостроителями боль шая карельская деревня Подужемье, расположенная в 15 верстах от Кеми. К жившим здесь мастерам, обла давшим, как заметил один из побывавших там чинов ников, каким-то особым «архитектурным чутьем», при езжали с заказами из ближних и дальних сел. Карелы не были искусными мореходами, земля же здесь скупа на урожай, и, чтобы не умереть с голоду, «кореляки» (так, кругло обкатывая первый слог, называли их рус ские поморы) «поневоле должны были броситься во все искусства мастерства, подчас нанимаясь на работу из одного куска хлеба... С течением времени они так изощ рились во всех ремеслах, особенно ж е в плотничьем, как имеющем наибольшее распространение в крае, что сделались чуть ли не единственными в своем роде мас терами. Слава о них и до сих пор еще не угасла»,— пи сала губернская газета в мае 1875 года. Наиболее спо собных к плотницкому ремеслу карел приглашали даже для работы на норвежские верфи. На высоком уровне находилось судостроение и в Сумском Посаде. Та же газета двумя годами ранее, в феврале 1873 года, анализируя крестьянское судо строение в середине 50-х годов, отмечала: «С 1856 года в Суме всех судов сделано 88... но большая часть вы строенных перешла к норвежским спекуляторам». Это весьма примечательный факт, ибо наши северные сосе ди — опытные мореходы, сами умевшие строить доброт ные суда, тем не менее охотно приобретали шхуны, из готовленные в Поморье. Именно в Сумском Посаде мастера первыми стали строить новоманерные суда. Вопрос о строительстве т а 23Э
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz