Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

В архиве мне попал в руки документ, свидетельст­ вующий о том, что лодья мезенского крестьянина Ивана Малыгина, построенная в селе Койда, исправно служи­ ла своему хозяину 35 навигаций. Десятки жестоких штормов выдержал ее прочный корпус, несколько раз за это время менялось парусное вооружение. Наконец, совсем одряхлел ее владелец, но судно, построенное ■сельским корабелом, все еще продолжало плавать... Крестьянское судостроение с давнего времени было развито в Патракеевской волости, в Онеге и ее окрест­ ностях, на южном побережье Кольского полуострова. Много судов строили в Мезенском уезде, причем здесь строили суда, приспособленные к плаванию в ледовых условиях. Славилась потомственными судостроителями боль­ шая карельская деревня Подужемье, расположенная в 15 верстах от Кеми. К жившим здесь мастерам, обла ­ давшим, как заметил один из побывавших там чинов­ ников, каким-то особым «архитектурным чутьем», при­ езжали с заказами из ближних и дальних сел. Карелы не были искусными мореходами, земля же здесь скупа на урожай, и, чтобы не умереть с голоду, «кореляки» (так, кругло обкатывая первый слог, называли их рус­ ские поморы) «поневоле должны были броситься во все искусства мастерства, подчас нанимаясь на работу из одного куска хлеба... С течением времени они так изощ­ рились во всех ремеслах, особенно ж е в плотничьем, как имеющем наибольшее распространение в крае, что сделались чуть ли не единственными в своем роде мас­ терами. Слава о них и до сих пор еще не угасла»,— пи­ сала губернская газета в мае 1875 года. Наиболее спо­ собных к плотницкому ремеслу карел приглашали даже для работы на норвежские верфи. На высоком уровне находилось судостроение и в Сумском Посаде. Та же газета двумя годами ранее, в феврале 1873 года, анализируя крестьянское судо­ строение в середине 50-х годов, отмечала: «С 1856 года в Суме всех судов сделано 88... но большая часть вы­ строенных перешла к норвежским спекуляторам». Это весьма примечательный факт, ибо наши северные сосе­ ди — опытные мореходы, сами умевшие строить доброт­ ные суда, тем не менее охотно приобретали шхуны, из­ готовленные в Поморье. Именно в Сумском Посаде мастера первыми стали строить новоманерные суда. Вопрос о строительстве т а ­ 23Э

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz