Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

виться было нелегко. Но таких, чересчур разборчивых судохозяев было немного. Гораздо чаще, оговорив два выше названных условия и согласившись’ с мастером в цене, будущий судовладелец ни о чем не заботился до весны, до той самой поры, когда судно «будет спу­ щено на воду и нужно приступить к его вооружению». Чтобы уменьшить затраты на постройку судна, кре­ стьяне обычно не делали спускового фундамента даже для большемерных судов — лодей и шхун, почему и строили свои суда прямо вблизи жилищ или на льду в руслах речек, или на прибрежных низменностях, зали ­ ваемых морским приливом. Спуск судна всегда в любом селе был праздничным днем не только для корабельного мастера, нанятых плотников и хозяина судна, но и для местных жителей. Существовал особый ритуал такого праздника, неукос­ нительно соблюдавшийся в течение многих десятилетий. Бот как описывает его В. Верещагин в «Очерках Ар­ хангельской губернии»: «...Когда реки очистились ото льда, то тотчас начи­ нают спускать лодьи. Спуск вновь построенной лодьи есть праздник для целой деревни. Хозяин приглашает гостей на лодью спуститься: гости собираются на палу­ бе, приходит священник и служит молебен. Тогда два плотника подрубают разом два бревна, упирающиеся в корму лодьи,— и она, скользя по двум бревнам, подложенным под низ ее, спускается с берега в реку при громких криках народа. После благополуч­ ного спуска для гостей бывает на лодье обед. Неблаго­ получный спуск лодьи суеверие считает знаком несча- стия, которое вскоре постигнет ее хозяина: либо лодья разобьется в море, либо умрет сам владелец ее. Но не­ удача при спуске зависит всегда от какой-то странной перассчитанности действий, так свойственной русскому человеку, и от совершенного отсутствия всего, что мы видим в порядочных доках. Построить лодью или построить маленький карбас — для поморских мастеров все равно: одно различие толь­ ко в количестве времени и материалов...»26 Построенные на деревенских плотбищах морские суда служили своим хозяевам, как правило, долго — лет двадцать, а то и более. У рачительного хозяина, не скупившегося на своевременный «добрый» ремонт, суд­ но было на ходу лет тридцать. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz