Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

в Маргаритинскую ярмарку, начинавшуюся ежегодно 1 сентября. Закончив промысел, поморы спешили в Ар­ хангельск, чтобы выменять здесь свежую рыбу на муку и другие продукты. Здесь же, в морском порту, покупа­ ли якоря, канаты, парусину и прочее необходимое для постройки судов. Корабельный инженер П. Богослав- ский, изучавший северное судостроение в середине XIX века, писал: «...Железо покупается на городских рын­ ках, иногда бывшее уже в деле, из которого выделыва­ ют для себя болты, скобы и проч. Якоря вырабатыва ­ ются и продаются в городах: Онеге, Кеми и Сумском Посаде, более же в Архангельске; здесь нередко поку­ паются они с приходящих сверху речных судов, иногда вместе с канатами»25. Дело в том, что к этому времени военный порт был уже упразднен и ширшинский завод ликвидирован. На Маргаритинской ярмарке поморы охотно покупа­ ли и подержанные паруса «с разбитых кораблей». Не ­ редко на новом поморском судне можно было видеть паруса с многочисленными заплатами. У зажиточных хозяев на судах, как правило, всегда было новое парус­ ное вооружение, причем из парусины хорошей выработ­ ки. Ее покупали или в Сумском Посаде, или в столице, а то и в Норвегии. В Архангельске поморы узнавали все морские новости, здесь же получали распоряжения губернских властей на будущую навигацию. Со временем стали по­ лучать в порту штурманские карты и мореходные инст­ рументы. Но, пожалуй, главное, что давала ярмарка ,— это возможность широкого общения и массу впечатле­ ний, которых, наверное, хватало на долгую северную зиму. Зимой, в межсезонье, вновь по всему побережью на­ чинали стучать топоры. На постройку нового судна его будущий хозяин и мастер сговаривались обычно еще по осени. При этом хозяин оговаривал два условия — размеры судна и его грузоподъемность. С остальным сельский корабел был в состоянии справиться сам. Бывало и так, что корабельный мастер сначала из­ готавливал небольшую модель судна и показывал ее хозяину. Нередко тут же «ударяли по рукам». Более придирчивый судовладелец вносил свои изменения в проект, причем иногда столь существенные, что готовое к спуску на воду судно очень отличалось от первона­ чального варианта. К капризам иного хозяина приноро­ 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz