Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

горской волости поселянину Степану Кочневу... кото­ рый... особым искусством постройки многих судов на шет иностранных снискал в чужих краях ласкательное весьма доверие». Слава его дошла и до столицы. Пред­ седатель Адмиралтейств-коллегии граф Чернышев даже сделал запрос в Архангельск в отношении этого масте­ ра и получил весьма любопытный ответ. Архангельский губернатор граф Мусин-Пушкин сообщал: «Помянутый Кочнев почитается здесь в знании строения купеческих судов исправным мастером, в чем он от трех иностран­ ных контор за подписанием Фан-Брина, Келлия и Егер- са имеет данные аттестаты с засвидетельствованием публичного нотариуса, что с 1781 по 1784 год... постро­ ено им для оных трех контор 12 судов, которые по при­ бытии в Англию оказались как в плавании, так и в прочности и во всем похвальны...» Получив столь лест­ ную характеристику на Степана Кочнева, председатель Адмиралтейств-коллегии дал указание пригласить ар ­ хангельского мастера работать на петербургских вер­ фях. Но Кочнев от этой «чести» отказался. Он понимал, что, получив звание столичного мастера, потеряет глав­ ное — самостоятельность24. К строительству своих судов Крыловы привлекали также известных корабельных мастеров Соломбальско- го адмиралтейства: В. И. Батакова, М. Д. Портнова и других. Именно соседство с государственной верфью и работавшими на нее мастерскими во многом обеспечи­ вало успех крыловского предприятия. Около 1748 года по соседству с Крыловым заложил свою верфь купец Василий Бармин, а несколько позже в этих же местах появилась верфь купца Афанасия Амосова. Вслед за ними местные купцы Н. Зыков и П. Пругавин основали свои верфи на берегу реки Май- максы, где строили большетоннажные суда, поднимав­ шие груза до девяти тысяч пудов. Здешнее купечество, ведущее заморскую торговлю, позаботилось и о создании подсобных предприятий, р а ­ ботавших на нужды частного кораблестроения. В част­ ности, были построены два якорных завода: один в 15 верстах от города — в устье реки Лаи, он принадлежал купцу Денисову; другой — в 30 верстах выше Архан­ гельска, на реке Кехте, где обосновался купец Голубин. Впрочем, услугами этих предприятий, как и госу­ дарственных ширшинских, при возможности охотно пользовались и поморы. Делалось это, как правило, 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz