Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Гораздо успешнее в эту пору прогрессировало купе­ ческое судостроение. В Архангельске и Поморье на ру­ беже двух столетий действовали верфи Меньшова-Лап­ тева (в устье Пинеги), Анфилатова (на Быку) , Ермо­ лина (в Онеге) и еще нескольких судопромышленников. Но результативнее других работала Крыловская верфь. Ее основал в 1732 году местный купец и судостроитель Никита Крылов. Верфь, расположенная в урочище Бык (потому она называлась еще и Быковской) производила транспортные суда — гукоры, галиоты, флейты — в те­ чение ста лет. На этой верфи, в отличие от прочих част­ ных, суда строились по чертежам действительно весьма «приличным». Дело в том, что одним из лучших судо­ вых мастеров у Никиты Крылова был его сын — Петр Никитич. Он в течение нескольких лет учился судостро­ ению в Голландии и стал грамотным конструктором-су- достроителсм. Петр Крылов сам разрабатывал чертежи судов, строившихся на отцовской верфи. Здесь же более пятнадцати лет работал тоже выучившийся в Голлан­ дии племянник Никиты Крылова Петр Иванович, также прекрасный конструктор-судостроитель. После смерти Никиты Савиновича Крылова, наступившей 17 апреля 1771 года, судостроительное предприятие начало при­ ходить в упадок. В середине семидесятых годов его на­ следники стали сдавать верфь в аренду различным ар­ хангельским купцам. В 1774 году Быковскую верфь арендовал у Крыло­ вых местный предприниматель Алексей Иванович Попов. Он привлек к работе на верфи искусного судостроителя Кочнева, благодаря чему арендованное Поповым пред­ приятие стало процветать23. О Степане Тимофеевиче Кочневе стоит сказать ос бо. Выходец из крестьян села Ровдогоры, он начинал работать на верфи Бажсннных плотником. Потом, бла ­ годаря природному таланту и огромной старательности, стал корабельным мастером. И каким! Самые именитые архангелогородские купцы приглашали его работать на их верфях, и он не отказывал им. В конце XVIII века основал и собственную верфь в Ровдогорах. В газете «Московские ведомости» за 1787 год была напечатана корреспонденция из Архангельска, в кото­ рой рассказывалось о строительстве здесь большого количества торговых судов. В связи с этим газета отме­ чала: «Должно отдать справедливость искусству масте­ ра мореходных ластовых судов государственной Ровдо- 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz