Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

временем конструкция лодьи улучшалась и совершенст­ вовалась, но по своим мореходным качествам она, ко­ нечно же, уступала более современным парусным судам. На упрек губернатора в том, что поморские лодьи несовершенны и потому часто гибнут в штормовую по­ году, кемляне ответили так: «...Мы ценим также дорого собственную жизнь свою и капитал, но нам вовсе не из­ вестно, чем конструкция лодейная привлекает беды и гибели, и что защитит судно корабельной конструкции от несчастия на море»20. В конце письма кемские жители сообщали, что не­ которые из них начинают строить бриги — суда совре­ менные, острокилевые, с улучшенным парусным воору­ жением, обладающие большей скоростью и хорошей маневренностью. Следует заметить, что уже к концу XVIII столетия поморы— правда, пока немногие — на ­ чинали сознавать, что новые суда, хотя и более трудо­ емкие в процессе строительства и требующие дополни­ тельных материальных затрат, все же должны были прийти на смену лодьям. Большинству же судостроите­ лей, особенно из числа крестьян, на психологическую перестройку требовалось время, и немалое. Этим объек­ тивным выводом кемляне и заканчивали свой обстоя­ тельный ответ губернатору: «...Пели некоторые из г р аж­ дан найдут от новых бригов выгоду, то и другие, кому позволит состояние, будут подражать им. А потому и заведение вновь подобных судов зависит от счастия торговых дел, и на что потребно еще время»21. Прошла еще четверть века, а заметных, коренных обновлений в крестьянском судостроении на Беломор­ ском Севере так и не произошло. В 1828 году архан­ гельский генерал-губернатор С. Миницкий писал кем­ скому городничему: «Мне доставлено партикулярно све­ дение, что по всему Беломорью морские суда находятся весьма дурной конструкции, несмотря на то, что в Ар­ хангельске существует собственноручный указ Петра I, которым строжайше запрещается промышленникам хо­ дить в море на лодьях и кочах, а посему все беды и ги­ бели, происходящие от сего младенчества судоходства, должно отнести к упущению местного начальства»22. Однако губернатор на сей счет ошибался: никаких особых «упущений» со стороны губернских и местных властей не было, привязанность к милой сердцу старине объяснялась вековыми традициями, сложившимися в поморском судостроении. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz