Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
временем конструкция лодьи улучшалась и совершенст вовалась, но по своим мореходным качествам она, ко нечно же, уступала более современным парусным судам. На упрек губернатора в том, что поморские лодьи несовершенны и потому часто гибнут в штормовую по году, кемляне ответили так: «...Мы ценим также дорого собственную жизнь свою и капитал, но нам вовсе не из вестно, чем конструкция лодейная привлекает беды и гибели, и что защитит судно корабельной конструкции от несчастия на море»20. В конце письма кемские жители сообщали, что не которые из них начинают строить бриги — суда совре менные, острокилевые, с улучшенным парусным воору жением, обладающие большей скоростью и хорошей маневренностью. Следует заметить, что уже к концу XVIII столетия поморы— правда, пока немногие — на чинали сознавать, что новые суда, хотя и более трудо емкие в процессе строительства и требующие дополни тельных материальных затрат, все же должны были прийти на смену лодьям. Большинству же судостроите лей, особенно из числа крестьян, на психологическую перестройку требовалось время, и немалое. Этим объек тивным выводом кемляне и заканчивали свой обстоя тельный ответ губернатору: «...Пели некоторые из г р аж дан найдут от новых бригов выгоду, то и другие, кому позволит состояние, будут подражать им. А потому и заведение вновь подобных судов зависит от счастия торговых дел, и на что потребно еще время»21. Прошла еще четверть века, а заметных, коренных обновлений в крестьянском судостроении на Беломор ском Севере так и не произошло. В 1828 году архан гельский генерал-губернатор С. Миницкий писал кем скому городничему: «Мне доставлено партикулярно све дение, что по всему Беломорью морские суда находятся весьма дурной конструкции, несмотря на то, что в Ар хангельске существует собственноручный указ Петра I, которым строжайше запрещается промышленникам хо дить в море на лодьях и кочах, а посему все беды и ги бели, происходящие от сего младенчества судоходства, должно отнести к упущению местного начальства»22. Однако губернатор на сей счет ошибался: никаких особых «упущений» со стороны губернских и местных властей не было, привязанность к милой сердцу старине объяснялась вековыми традициями, сложившимися в поморском судостроении. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz