Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Г. П.) распоряжался, оказались тщетными и бессиль ными, чтобы отвлечь народ от старого обычая и поло жить новый порядок — парод строил свои суда так, как, по его мнению, казалось лучше»17. Надо заметить, что к концу столетия правительство Екатерины II уже и не следило за тем, как выполня ются на Севере петровские указы. В 1796 году русским императором стал Павел I. «С восшествием нашим на прародительский пре стол,— писал он в указе Адмиралтейств-коллегии,— приняли мы флоты в таком ветхом состоянии, что кораб ли, составляющие оные, большей частью оказались по гнилости своей на службе неспособными»18. И правнук Петра I, вспомнив, что сделал для флота его прадед, решил для наведения порядка сосредоточить, как было прежде, все морское дело в одном месте — Адмирал тейств-коллегии. Вновь была возрождена должность обер-сарваера (главного инспектора, обязанного на блюдать за постройкой кораблей) . На этот пост был назначен лучший корабельный инженер того времени Катасанов. Указ Павла I от 13 марта 1799 года повелевал как купеческим так и крестьянским судостроителям сделать «приличные чертежи» и по ним строить свои суда. Ар хангельский губернатор, не подумав о том, каким обра зом неграмотные мастера-самоучки будут изготовлять чертежи, да еще «приличные», поспешил проявить рве ние. Кемскому начальству он приказал заставить про мышленников и судохозяев «строить суда не иначе как по новым чертежам, в определенных местах и под над зором чиновников лесного ведомства»19. Этот приказ касался не только кемлян, но и населе ния прочих прибрежных мест, и на сей раз поморы не оставили его без внимания. По весеннему, уже рас кисающему, кольскому тракту, с ближайшей почтой доставили в Архангельск обстоятельное письмо, подпи санное несколькими десятками кемских купцов, автори тетными шкиперами и судохозяевами. Суть письма сводилась к тому, что они и без «новых чертежей» строя 1 суда более совершенные, чем раньше. «Кемские граж дане» особо подчеркивали, что «при жизни императора Петра I, суда, называемые лодьями, сколько из преда ний нам известно, вовсе были непохожи по конструкции и оснастке на нынешние лодьи, даже едва ли они рав нялись теперешним шнякам». И это было правдой — со 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz