Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
были следующих типов: барки, карбасы, соймы, догце- ники, лодейки, каючкп и пр. Все они были плоскодон ные. В навигацию суда, в большинстве своем, соверша ли только один рейс, доставляя различный груз по Су хоне и Северной Двине к Архангельскому порту, где затем продавались на дрова, поскольку на вторую на вигацию такого судна, сшитого на скорую руку, уже не хватало. Узнав о таком расточительстве, Петр был, мяг ко сказать, недоволен. И, «принимая во внимание, с од ной стороны, неуклюжесть и непрочность самой пост ройки таких судов, что составляло причину медленного их хода и многих несчастных случаев, а с другой сто роны— ежегодное истребление леса в большом количе стве, повелел указом 1718 года, апреля 2 дня... с пред будущего 1719 года как подрядчикам, так и всяких чи нов людям, никому в старых судах отнюдь не возить, а делать [суда]... новым манером»12— строить так на зываемые эвсрсы. Это же распоряжение он подтвердил указом от 18 ноября 1718 года. Однако шло время, один за другим отправлялись на Север царские указы, а крестьяне и в ус не дули. Северному мужику, никогда не знавшему барской пле ти, привыкшему к определенной независимости, и цар ский приказ был «не указ». Суда строились «прежним порядком», это были все тс же плоскодонные лодьи с прямыми парусами. Поморы свою привязанность к ним объясняли так: «...на наших лодьях возможно заходить в становища мелководные и спасаться от гибели. Кроме того, оснастка лодейная несравненно стоит дешевле»13. Поморскую лодью в случае опасности можно было вы тащить на лед, не опрокидывалась она и на мелко водье. Но Петра такой взгляд на строительство судов р а з дражал. Он гневно сетовал на то, что его указы кресть яне не выполняют «...от глупости и упрямства, прини мая себе в пользу то, что старые суда дешевле, а того не рассуждая, сколько пропадает, а ежели ту пропажу счислить, то несравнительно будет с дороговизною но вых судов». Чтобы навести порядок, Петр все более и более ужесточал наказание «ослушников». По его поручению Александр Меншиков «в отвращение несчастий» на мо ре «именным Царского Величества указом» строго пре дупредил поморов — «дабы они на предки на таких плохих судах не плавали, а строили бы новоманерные 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz