Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ся подлинный указ Петра I, отправленный вице-губер­ натору полковнику Петру Лодыженскому. Содержание его таково: «Господин Вице-Губернатор. По получении сего указу объявите всем промышлен­ никам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и на качах (кочах.— Г. П.), дабы они вместо тех судов делали морские суды Галиоты Гукоры Каты Флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятца) даетца им сроку на старых ходить только два года, а по нужде три года, а по прошествии того сроку чтоб конечно старые все перевесть и для того ныне вновь качей и лодей делать невелп под штрафом: взять оное судно и сверх того вдвое денег во што оное стало. Из Санкт Питербурха в 28 день декабря 1715 г.»10 Шндловскнй далее писал: «Драгоценные документы, заключающиеся в этих книгах, к счастию, сохранились до настоящего времени как живой свидетель петровско­ го времени, уцелев д аже от страшных пожаров, бывших в Архангельске в конце XVIII в.»11 Подлинники петровских указов, заботливо хранимые на протяжении двух столетий в специальном «ковчеге» дошли н до наших дней. Мне долго не удавалось их найти, и с какой же радостью я наконец их обнаружил! Это оказались две книги, обтянутые выцветшим от вре­ мени бархатом. В них собраны подлинники указов не только Петра Великого, но и его супруги — Екатерины, а также Александра Меншикова и императриц — Анны, «Елисавет» и Екатерины II. В своих указах Петр строго повелевал прекратить строительство «на старый манер» и строить суда по-но­ вому, причем меры наказания за неисполнение этих указов ра з от разу ужесточались. Распоряжения каса ­ лись строительства не только морских, но и речных судов. В областном архиве есть интересное, насыщенное малоизвестными фактами дело. В нем — работа упомя­ нутого выше Г. И. Минейко под названием «Законопо­ ложения Петра Великого о речных и морских торговых судах Архангельского порта». Герард Иосифович писал, что до XVIII столетия реч­ ные суда строились «по древнепринятому образцу» и 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz