Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

тились за помощью к «капиталистам» купцам из дру­ гих городов, призвав их вступить в компанию. Эта по­ мощь спасла Бажениных от разорения. Компания дей­ ствовала с 1707 по 1712 год. Однако невезение пресле­ довало братьев. К 1712 году они потеряли еще четыре судна: два были похищены французскими каперами и два «пропали от непогоды». Раздосадованные таким не­ везением «компанейщики» Бажсннных отказались от сотрудничества с ними, но сами братья духом не пали. Они продолжали строить суда и вести заграничную торговлю, только ограничили ее связями с одной стра ­ ной — Норвегией. При этом опять же рассчитывали на компанейские начала, поскольку, по словам Осипа, «одному собою исправитца невозможно». Не исключено, что этот замысел был реализован7. Вслед за Бажениными стали создавать «партикуляр­ ные» верфи и другие купцы. Одними из первых заня ­ лись судостроением на Северной Двине, Онеге и ее при­ токах Елизарий Избрандт, Иван Стрежнев, Никита Кры­ лов, Алексей Попов, Андрей Стейльс, Ральф Робинсон, Иван Амосов. Один из предпринимателей, московский купец Иван Степанович Стрежнев, начал торговлю со странами Европы еще до того, как основал в 1707 году в Архангельске собственную верфь,— примерно в 1705 или в 1706 году, «подлинно,— по его словам,— не пом­ нит». Он торговал с Голландией, Англией, Португалией. Эта торговля значительно расширилась с началом стро­ ительства судов на частных верфях. К середине XVII столетия на своих судах торговали с заграницей шесть купеческих домов Архангельска, а в 80-х годах 37 ку­ печеских семей отправляли за море за свой счет и со своими товарами до 15 судов. ОбъехМ проданных ими товаров составлял треть товарооборота Архангельского порта. Главными пунктами назначения кораблей, выхо­ дивших из Архангельска в те годы, были порты Голлан­ дии и Гамбург, реже — Лондон, Роттердам, Ливорно и другие8. Параллельно купеческому развивалось крестьянское судостроение. Крестьянские топоры издавна звенели в морозные зимы по берегам северных замерзших рек. По весне построенные на плотбищах лодьп и кочи спус­ кали на воду. Одни из них шли на рыбный промысел, другие — «в Дацку» или «Норвегу» торговать. Объем этой торговли был, конечно, невелик, но он способство­ вал развитию коммерческой деятельности русских лю­ 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz