Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
тились за помощью к «капиталистам» купцам из дру гих городов, призвав их вступить в компанию. Эта по мощь спасла Бажениных от разорения. Компания дей ствовала с 1707 по 1712 год. Однако невезение пресле довало братьев. К 1712 году они потеряли еще четыре судна: два были похищены французскими каперами и два «пропали от непогоды». Раздосадованные таким не везением «компанейщики» Бажсннных отказались от сотрудничества с ними, но сами братья духом не пали. Они продолжали строить суда и вести заграничную торговлю, только ограничили ее связями с одной стра ной — Норвегией. При этом опять же рассчитывали на компанейские начала, поскольку, по словам Осипа, «одному собою исправитца невозможно». Не исключено, что этот замысел был реализован7. Вслед за Бажениными стали создавать «партикуляр ные» верфи и другие купцы. Одними из первых заня лись судостроением на Северной Двине, Онеге и ее при токах Елизарий Избрандт, Иван Стрежнев, Никита Кры лов, Алексей Попов, Андрей Стейльс, Ральф Робинсон, Иван Амосов. Один из предпринимателей, московский купец Иван Степанович Стрежнев, начал торговлю со странами Европы еще до того, как основал в 1707 году в Архангельске собственную верфь,— примерно в 1705 или в 1706 году, «подлинно,— по его словам,— не пом нит». Он торговал с Голландией, Англией, Португалией. Эта торговля значительно расширилась с началом стро ительства судов на частных верфях. К середине XVII столетия на своих судах торговали с заграницей шесть купеческих домов Архангельска, а в 80-х годах 37 ку печеских семей отправляли за море за свой счет и со своими товарами до 15 судов. ОбъехМ проданных ими товаров составлял треть товарооборота Архангельского порта. Главными пунктами назначения кораблей, выхо дивших из Архангельска в те годы, были порты Голлан дии и Гамбург, реже — Лондон, Роттердам, Ливорно и другие8. Параллельно купеческому развивалось крестьянское судостроение. Крестьянские топоры издавна звенели в морозные зимы по берегам северных замерзших рек. По весне построенные на плотбищах лодьп и кочи спус кали на воду. Одни из них шли на рыбный промысел, другие — «в Дацку» или «Норвегу» торговать. Объем этой торговли был, конечно, невелик, но он способство вал развитию коммерческой деятельности русских лю 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz