Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Дела Бажениных пошли в гору. Прослышав об этом* Петр решил лично познакомиться с этими предприни­ мателями. И на обратном пути из Архангельска осенью 1693 года побывал у них, осмотрел их хозяйство и по сути благословил Бажениных на строительство торго­ вых судов. Правда, сами они решились на это не сразу. Лишь спустя два с половиной года, 12 февраля 1696-го, они подали на имя царя челобитную с просьбой ра зре ­ шить им строить суда. Царь ответил не сразу, за держ­ ка была связана с его отъездом в Европу в составе «ве­ ликого посольства». Вернувшись же, дал Бажениным «добро»: грамотой от 2 февраля 1700 года разрешил им «корабли и яхты строить иноземцами и русскими мас ­ терами повольным наймом из своих пожитков»5. Окры­ ленные столь высокой поддержкой, Баженины ра змах ­ нулись широко: вскоре при их верфи были построены и собственные мастерские — канатная, прядильная и па­ русная. В начале XVIII столетия Баженины ежегодно з а к л а ­ дывали на своей верфи по нескольку двухпалубных трехмачтовых гукоров. Строили они также флейты, пинки, галиоты н лихтеры грузоподъемностью от 100 до 900 тонн. На Вавчугской верфи суда обычно строили из сосны, которая, благодаря искусству работавших здесь судовых плотников и прочих мастеровых людей, несмотря на относительно слабую древесину (самой прочной была лиственница, но ее в близлежащих лесах не было), долгие годы хранила прочность и добротность построенных из нее кораблей. Баженинские суда слави­ лись тщательностью отделки и хорошими мореходными качествами. Ко всему этому они обходились заказчикам значительно дешевле, чем те, что строились в Англии или в Голландии6. Правда, первым баженинским судам не повезло. «Андрей Первозванный» был захвачен и ограблен фран­ цузскими каперами. В тс годы морские разбойники —- французы и шведы — часто нападали на торговые суда. «Иоанн Креститель» по пути в Голландию «на море пропал» близ норвежских берегов. В 1707 году корабль Бажениных «Апостол Петр», возвращавшийся из Лон ­ дона в Архангельск, был захвачен фрацузской эскадрой и сожжен, товары конфискованы, команда «обобрана» и высажена на остров Кильдин. Это заставило Бажени- ных принять меры: когда, по признанию Федора Баже - нина, они «немалые свои пожитки истеряли», то обра- 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz