Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
«КОРАБЛЕСТРОЕНИЮ ЗЕЛО СПОСОБНЫ» Шк этой главе речь пойдет о частном судо строении — крестьянском и купеческом. Крестьянские, да и многие купеческие верфи, располагались далеко от А рхан гельска, но с портом были тесно связаны. Построенные на них суда вносили свою лепту в торговый оборот пор та. Была и обратная связь: работавшая при порте госу дарственная верфь в первой половине X IX столетия ста ла, выражаясь современным языком, курсами повыше ния квалификации для поморских судостроителей. Благодаря архангелогородским корабелам, в Поморье началось строительство «новоманерных» судов. В 1667 году русский царь Алексей Михайлович из данием Новоторгового устава ограничил иностранную торговлю с тем чтобы усилить отечественную. В резуль тате «произошло существенное изменение в положении российского купечества, которое, одержав победу в борьбе с иностранными коммерсантами за внутренний рынок, приобрело реальную возможность для выхода на рынки европейских государств»1. И народное хозяй ство России к концу XVII столетия «достигло той сте пени развития, когда оно стало нуждаться в разверты вании собственной активной торговли со странами З а падной Европы. Русское народное хозяйство уже не могло удовлетворяться торговыми операциями с иност ранными купцами, приезжавшим в Россию и в ближай шие к русской границе порты»2. В последнем Петр I, прибыв в Архангельск и пробыв здесь в 1693 году пол- 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz