Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ском центре ежегодно в течение сентября, можно найти в книге Ф. Ф. Шперка «Страничка из моих скитаний по белу свету», изданной в Архангельске в 1903 году. При подготовке этой книги я обращался также к «Краткой истории о городе Архангельском» В. В. Крес- тинина и труду К- Случевского «По Северо-Западу Рос­ сии», к работам М. В. Ломоносова и многим другим пе­ чатным материалам. Они помогли мне прежде всего воссоздать исторический фон, на котором происходили описываемые мной события XVII—XIX веков. Но глав­ ным подспорьем стали архивные документы, многие из которых впервые вводятся в оборот. Они помогли из­ влечь из глубины времен те неповторимые черты собы­ тий, явлений и лиц, в них участвовавших, из которых сложился пусть не целостный портрет Архангельского морского порта, но его основа. Почему эта книга не претендует на то, чтобы на­ зваться портретом порта, почему в ее подзаголовке зна ­ чится: «Штрихи к портрету...»? Потому что в силу р а з ­ ных причин многие темы остались, как говорится, за бортом. В рамках одной книги, думаю, просто невоз­ можно «объять необъятное» — дать исчерпывающую ис­ торию порта, биография которого насчитывает не одно столетие. К тому же всякий крупный морской порт, в том числе и Архангельский,— предприятие сложное, со­ стоящее из многих служб и подразделений. Чтобы опи­ сать всю его многогранную деятельность, надо расска­ зать об организации гидрографических работ и спаса­ тельных служб, о сооружении маяков и снаряжении многочисленных полярных экспедиций, об истории соз­ дания Архангельско-Мурманского срочного пароходства, от которого ведет свой славный путь Северное морское ордена Ленина пароходство, и о многом, многом другом. По моему глубокому убеждению, это темы отдельных серьезных исследований. Более того, некоторые главы настоящей книги могут в дальнейшем перерасти в само­ стоятельные работы. Основание утверждать это дает не изученный еще до конца богатейший архивный мате­ риал. Словом, создание п о р т р е т а порта — дело мно­ гих историков и краеведов и — дело будущего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz