Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Инженер этого Управления С. В. Кирпичников в на чале 90-х годов в своей записке, поданной на имя гу бернатора Энгельгардта, с беспокойством докладывал, что «линия берега острова Кего с 1889 года отошла от таковой же линии 1887 года», и что «в течение двух лет от острова отмыта водой полоса шириною до трех сажен — вдоль реки Северной Двины, и до 10 сажен — вдоль Никольского рукава. Сравнение новых планов этого острова с картами прошлого столетия устанавли вает постоянное отмывание берегов острова Кего»25. Осенью 1892 года был заключен договор с архан гельским купцом Шмидтом, который обязался укрепить южную оконечность острова Кего: 200 погонных са жен — по Никольскому рукаву и 20 вдоль главного фар ватера Северной Двины. Был выбран и тип укрепле ний — «ряжевый, с загрузкой их камнем». Деньги на это безоговорочно выделило Управление работ по улуч шению Архангельского порта. Доставленной незадолго до этого в Архангельский порт землечерпательной машиной был прорыт фарватер через большую отмель у острова Мосеева, п отныне морские суда после многолетнего перерыва вновь смо гли приходить на городской рейд, избегая перегрузки товаров на Соломбальском плесе. Шмидт не успел приступить к работе, а бурный ле доход 1893 года, сопровождаемый высоким подъемом воды, показал, что промедление грозит катастрофой. В июне Сергей Васильевич Кирпичников вновь обра тился к губернатору, требуя принятия безотлагательных мер. «Необходимость в этом укреплении вызвана тем,— писал он,— что вышеуказанные берега острова Кего ежегодно значительно размываются при весеннем ледо ходе, и в будущем грозит опасность прорыва Николь ского рукава через Кегостров, последствием чего было бы полное засорение главного фарватера реки и судо ходных рукавов — Березового, Маймаксы и других и уничтожение значения Архангельска как портового го рода»26. Было принято решение немедленно начать укрепле ние острова. Но сразу возник вопрос — где брать бу лыжный камень? Начальник Управления работ обра тился за помощью в городскую управу и получил такой ответ: «...в Архангельске булыжного камня нет, таковой доставляется деревенскими жителями по особым з ак а зам, а цена зависит от многих обстоятельств»27. При 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz