Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

в сопровождении мужчин снова явились на луг. Тут по­ следовали разнообразные крестьянские игры, составляв­ шие предмет увеселений деревенского быта. Начались песни. Под резвый напев девиц дружно вторили молодые крестьяне, участвовавшие с ними в иг­ рах, и звонкие трели их песен, оглашая окрестность, сливались под сводом ясного вечернего неба. В прочих же местах луга играла музыка, а хор пе­ сенников пел военные песни. Это окологороднее празд­ ничное гулянье на Кег-острове продолжалось далеко за- полночь и доставило нашему обществу немало развле ­ чений и удовольствий»22. Но не одними гуляньями жил остров Кого. Местный краевед А. Г. Селезнев, интересовавшийся прошлым острова, отмечал, что в XVIII веке здесь успешно р а з ­ вивалось канатное производство. Но наибольшую изве­ стность получил колокольный завод упомянутого выше дьячка Христофорова, основанный в середине того же столетия. Литье колоколов вплоть до двадцатых годов XIX столетия продолжали сын и внук Христофорова. Христофоровские колокола отличались не только мело­ дичным звоном, но и изяществом орнаментной отделки, а потому пользовались большим спросом. Что же каса ­ ется канатных заводов, продукция которых предназна ­ чалась для нужд флота, то и их биография была долгой: уже в XX столетии, летом 1909 года, «в Кегостровской волости существовало пять канатно-веревочных заво­ дов». Их присутствие ничуть не мешало острову оста ­ ваться зеленой зоной: как сообщал в том же году уезд­ ный исправник, «в летнее время остров населяется мно­ жеством архангельских дачников»23. Но у острова были и серьезные проблемы. Еще в июле 1844 года газета «Архангельские губернские ве­ домости» писала: «Слово «кег» на карельском языке, доныне употребляемом жителями Кемского уезда, зна ­ чит «болезненный, или подверженный повреждению»24. Низменный остров, расположенный на самой стремнине реки, действительно «болел» — он разрушался весенним ледоходом. К концу XIX столетия положение стало угрожающим, нужно было буквально спасать остров. Требовалось проведение значительных гидротехниче­ ских мероприятий. Их вскоре выполнило только что созданное Управление работ по улучшению Архангель­ ского порта. 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz