Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
в сопровождении мужчин снова явились на луг. Тут по следовали разнообразные крестьянские игры, составляв шие предмет увеселений деревенского быта. Начались песни. Под резвый напев девиц дружно вторили молодые крестьяне, участвовавшие с ними в иг рах, и звонкие трели их песен, оглашая окрестность, сливались под сводом ясного вечернего неба. В прочих же местах луга играла музыка, а хор пе сенников пел военные песни. Это окологороднее празд ничное гулянье на Кег-острове продолжалось далеко за- полночь и доставило нашему обществу немало развле чений и удовольствий»22. Но не одними гуляньями жил остров Кого. Местный краевед А. Г. Селезнев, интересовавшийся прошлым острова, отмечал, что в XVIII веке здесь успешно р а з вивалось канатное производство. Но наибольшую изве стность получил колокольный завод упомянутого выше дьячка Христофорова, основанный в середине того же столетия. Литье колоколов вплоть до двадцатых годов XIX столетия продолжали сын и внук Христофорова. Христофоровские колокола отличались не только мело дичным звоном, но и изяществом орнаментной отделки, а потому пользовались большим спросом. Что же каса ется канатных заводов, продукция которых предназна чалась для нужд флота, то и их биография была долгой: уже в XX столетии, летом 1909 года, «в Кегостровской волости существовало пять канатно-веревочных заво дов». Их присутствие ничуть не мешало острову оста ваться зеленой зоной: как сообщал в том же году уезд ный исправник, «в летнее время остров населяется мно жеством архангельских дачников»23. Но у острова были и серьезные проблемы. Еще в июле 1844 года газета «Архангельские губернские ве домости» писала: «Слово «кег» на карельском языке, доныне употребляемом жителями Кемского уезда, зна чит «болезненный, или подверженный повреждению»24. Низменный остров, расположенный на самой стремнине реки, действительно «болел» — он разрушался весенним ледоходом. К концу XIX столетия положение стало угрожающим, нужно было буквально спасать остров. Требовалось проведение значительных гидротехниче ских мероприятий. Их вскоре выполнило только что созданное Управление работ по улучшению Архангель ского порта. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz