Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

давшимся появлением шведских кораблей в Белом мо­ ре и возможным нападением на Архангельск в устьях Северной Двины и по ее берегам устанавливались б а ­ тареи. Одна из таких батарей была установлена и на острове Мосееве, непосредственно прикрывавшем под­ ходы к центральной части города»7. Но улеглась тревога, и остров вновь стал любимым местом отдыха горожан. Им он доставлял массу удо­ вольствий, а вот портовому начальству — немало забот. Еще в первой четверти XIX столетия главный командир порта контр-адмирал А. Клокачев в докладной записке на имя Александра I с озабоченностью писал о Мосее- вом острове: «Остров сей, служащий защитою Адми­ ралтейству от льдов, ежегодно отмывается водою, кото­ рая, отрывая от него песок с землею, засыпает оным и самый фарватер в Адмиралтействе»8. Тогда же были приняты энергичные меры по защите острова от дальнейшего разрушения. Купец первой гиль­ дии Кагнов за огромную по тем временам сумму — 38 тысяч рублей ассигнациями — к 1826 году обнес 315 сажен юго-западной оконечности острова «одеждой к а ­ менной». Но — увы! — через полтора десятилетия от довольно мощного укрепления не осталось и следа. Такова была сила паводковых вод могучей северной реки. Мосеев продолжал разрушаться. Образовавшаяся ниже по течению мель все более затрудняла спуск ко­ раблей с соломбальских эллингов. Заносился песком и к концу 30-х годов прошлого столетия окончательно об­ мелел главный фарватер реки, проходивший вдоль ост­ рова. И это имело самые печальные последствия: почти полвека крупные морские суда не могли проходить на городской рейд и подниматься выше по течению — туда, где располагались смольный и пеньковый склады, мно­ гочисленные конторы, пристани. В августе 1841 года генерал-майор Паренсов, при­ бывший из столицы для изучения сложившейся в порту ситуации, отметил, что с течением времени Мосеев ост­ ров не только уменьшался в размерах, но и как бы «перемещался» к адмиралтейским эллингам. Он сооб­ щал департаменту корабельных лесов: «Изменение ши­ рины пролива (между Мосеевом и Большим Солом- бальским островами.— Г. П.) принуждало переносить эллинги все ниже и ниже». И подчеркивал, что как бы их ни передвигали, но и «существующие ныне также 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz