Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
160 метров, 27 бараков, 5 каменных зданий, электро станция, десятки жилых домов, несколько пакгаузов с грузами. За первым взрывом последовало еще два. Начальник Архангельского порта Б. Веретенников до носил военному министру: «Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 839 раненых»64. По другим источникам, число раненых, только зарегистри рованных в больницах и лазаретах города, достигло 1166 человек. Многие пропали без вести. 13 января 1917 года около 10 часов утра на Эконо мии взорвался стоявший у причала ледокольный паро ход «Семен Челюскин», пришедший накануне с полны ми трюмами взрывчатки и боеприпасов. В результате на Экономии не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось около 300), даже же ле з нодорожная ветка вышла из строя на протяжении трех километров — такова была мощность взрыва. Убитых и раненых оказалось более 500 человек. И хотя в обоих случаях были созданы «высочайше утвержденные следственные комиссии», виновники взрывов так и не были найдены, хотя есть все основа ния полагать, что это были диверсии. Взрывы нанесли, казалось, непоправимый урон обо им грузовым районам морского порта. Но люди всем миром навалились на ликвидацию их последствий. Благодаря огромным усилиям солдат и рабочих, к на чалу навигации 1917 года многое удалось восстановить. С приходом первых судов оба грузовых района смогли приступить к приему большого потока поступающих грузов. И в заключение — короткий рассказ о событиях по следних предреволюционных месяцев, имевших место в Соломбале. В фонде главного инженера Беломорских портов мне встретилось архивное дело под названием «О преобразовании мастерских Управления работ в портовый завод». В нем собраны материалы, рассказы вающие о том, как на территории бывшей казенной верфи создавалось крупное судоремонтное предприятие. В феврале—марте 1916 года в Управлении работ по улучшению Архангельского порта состоялось не сколько совещаний, на которых рассматривался вопрос о расширении мастерских. Проблема стояла, как отме чалось выше, очень остро. Сложившаяся обстановка требовала принятия срочных мер по укреплению ремонт ной базы морского флота. На одном из последующих 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz