Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

160 метров, 27 бараков, 5 каменных зданий, электро­ станция, десятки жилых домов, несколько пакгаузов с грузами. За первым взрывом последовало еще два. Начальник Архангельского порта Б. Веретенников до ­ носил военному министру: «Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 839 раненых»64. По другим источникам, число раненых, только зарегистри­ рованных в больницах и лазаретах города, достигло 1166 человек. Многие пропали без вести. 13 января 1917 года около 10 часов утра на Эконо­ мии взорвался стоявший у причала ледокольный паро­ ход «Семен Челюскин», пришедший накануне с полны­ ми трюмами взрывчатки и боеприпасов. В результате на Экономии не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось около 300), даже же ле з ­ нодорожная ветка вышла из строя на протяжении трех километров — такова была мощность взрыва. Убитых и раненых оказалось более 500 человек. И хотя в обоих случаях были созданы «высочайше утвержденные следственные комиссии», виновники взрывов так и не были найдены, хотя есть все основа­ ния полагать, что это были диверсии. Взрывы нанесли, казалось, непоправимый урон обо­ им грузовым районам морского порта. Но люди всем миром навалились на ликвидацию их последствий. Благодаря огромным усилиям солдат и рабочих, к на ­ чалу навигации 1917 года многое удалось восстановить. С приходом первых судов оба грузовых района смогли приступить к приему большого потока поступающих грузов. И в заключение — короткий рассказ о событиях по­ следних предреволюционных месяцев, имевших место в Соломбале. В фонде главного инженера Беломорских портов мне встретилось архивное дело под названием «О преобразовании мастерских Управления работ в портовый завод». В нем собраны материалы, рассказы­ вающие о том, как на территории бывшей казенной верфи создавалось крупное судоремонтное предприятие. В феврале—марте 1916 года в Управлении работ по улучшению Архангельского порта состоялось не­ сколько совещаний, на которых рассматривался вопрос о расширении мастерских. Проблема стояла, как отме­ чалось выше, очень остро. Сложившаяся обстановка требовала принятия срочных мер по укреплению ремонт­ ной базы морского флота. На одном из последующих 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz