Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

На получение боевых кораблей с Черного и Балтий­ ского морей рассчитывать не приходилось — они были блокированы немцами. В Архангельск и Кольский з а ­ лив корабли прибывали разными путями. Крупные, т а ­ кие как броненосец (линкор) «Чесма» и крейсер «Ва ­ ряг» прошли с юга Суэцким каналом и, обогнув Скан ­ динавию, прибыли в Кольский залив. Завершив ремонт, из Франции на Север пришел крейсер «Аскольд». Прибыли в Архангельск корабли Сибирской военной флотилии: минный заградитель «Уссури», миноносцы «Властный», «Грозовой», «Капитан Юрасовский», «Ка ­ питан Сергеев» и другие. Все они с большими труднос­ тями, но преодолели Северный морской путь. Но и этих сил для защиты северных морских комму­ никаций, по мнению правительства, было недостаточно. В Англии приобрели несколько военных тральщиков, покупали за границей и рыбные траулеры, китобойные суда, яхты и пароходы — и в спешном порядке превра ­ щали их в боевые вспомогательные корабли. В феврале 1916 года Морское министерство приняло решение об организации военной флотилии Северного Ледовитого океана (СЛО) . Накануне вооруженного восстания в Петрограде во флотилии СЛО числилось 89 боевых и вспомогательных кораблей и судов. Это были довольно внушительные военно-морские силы, с которыми противник уже не мог не считаться. В результате немецким кораблям и подводным лод­ кам так и не удалось сколько-нибудь серьезно нарушить доставку в Архангельск военных грузов и различного оборудования. За 1914— 1917 годы через Поморье ввез­ ли в Россию около 5475 тысяч тонн импортного груза. Только из Англии и Франции за эти годы поступило 769 тысяч винтовок, 8590 пулеметов, 4381 орудие (в пе­ ресчете на русскую трехдюймовую полевую пушку), миллионы патронов, масса военных материалов63. Суда вереницей шли в Архангельск. И хотя опасность подры­ ва на минах и угроза нападения существовали посто­ янно, потери судов исчислялись единицами. Зато Архангельскому порту дважды был нанесен весьма существенный урон. 26 октября 1916 года на Бакарице у причала № 2 взорвался пароход «Барон Дризен», прибывший из Нью-Йорка «с грузом особого назначения» — взрывчат­ кой, порохом, фугасными гранатами и пр. Взрывом бы­ ли полностью уничтожены причал протяженностью 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz