Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
щения для офицеров и чиновников таможенного ведом ства. На ч а ло с ь • строительство небольшой электростан ции. Но все эти помещения так и не были использованы по прямому назначению. В августе 1918 года Архан гельск захватили интервенты и белогвардейцы, н Мудьюг стал концентрационным лагерем — «островом смерти», как его называли сами политзаключенные. Словом, так суждено было судьбе распорядиться, что аванпорт Экономия стал постоянным грузовым участком. Во время войны с белофиннами, суровой зи мой 1939— 1940 годов, крепко сковавшей лед на реке, через Северную Двину, у алебастрового завода, был проложен железнодорожный путь, который шел затем в черте города — по Петроградскому (ныне Ломоносо ва) проспекту до улицы Комсомольской, а там — вновь на лед через Кузнечиху и — до Экономии. И в годы Ве ликой Отечественной войны была построена временная железнодорожная ветка, соединявшая Экономию с ле вым берегом Северной Двины. Она помогала сущест венно ускорить доставку на фронт боеприпасов и про довольствия, поставлявшихся нам союзниками. Так по лучилось, что все портовые сооружения, построенные в труднейших условиях первой мировой войны, именно в военные годы работали с наибольшей отдачей. Когда оба грузовых участка — Бакарица и Эконо м и я— только строились, Архангельск посетили министр путей сообщения Рухлов и морской министр адмирал Григорович. Ознакомившись со строительством, они остались довольны темпами и качеством работ. Группе инженеров порта Григорович вручил заслуженные на грады. Орденом Св. Владимира 4-й степени «за особые труды по обстоятельствам военного времени» был на гражден и инженер П. Г. Минейко, исполнявший в это время обязанности начальника порта. Чтобы обезопасить доставку грузов в порт и работу самого порта, в годы войны позаботились и об охране морских коммуникаций в Белом и Баренцевом морях. Как уже отмечалось, в 1915 году была создана Пар тия траления Белого моря. Но итоги навигации этого года, по замечанию упомянутого выше капитана 1 ран га Н. А. Залесского, «показали, что траление, охрану коммуникаций и оборону побережья Северного Ледови того океана и Белого моря необходимо обеспечивать силами русского флота, не полагаясь на англичан»62. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz