Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

палубе установили три рельсовых пути для закрепления на них 16 вагонов. Осенью 1917 года получили давно ожидаемые железнодорожные стрелки для парома. Шли последние работы по обустройству паромной пере­ правы. Но тут в Архангельск пришло известие о воору­ женном восстании в Петрограде, и местным портовым властям стало не до парома. Он так и не совершил ни одного рейса. Не осуществился и еще один крупномасштабный план. Дело в том, что грузовой район Экономия рас ­ сматривался как временный аванпорт. Постоянный же намечалось обустроить непосредственно на взморье. «Основная задача аванпорта,— отмечал большой спе­ циалист по портовым гидротехническим сооружениям В. В. Ляхницкий,— продлить навигационный период Архангельского порта путем вынесения портовых уст­ ройств ближе к открытому морю за пределы рано и прочно замерзающей дельты». Но в то же время было вполне объяснимое желание «назначить место для аван­ порта ближе к существующему Архангельскому порту для облегчения общения с этим последним и укороче­ нием путей, соединяющих аванпорт с Архангельском». Два этих требования, отмечал В. В. Ляхницкий, были «противоположны... при изысканиях в восточной части дельты пункта расположения аванпорта»61. Наиболее подходящим местом были Железные Во­ рота — пролив между северной оконечностью острова Мудьюг и материком, ведущий в Сухое море. Веским аргументом в пользу этого было то обстоятельство, что «море здесь не замерзает 10 месяцев в году, причем образующийся во время морозов поверхностный лед очень рыхлый, благодаря заметной солености воды». Но отдаленность Железных Ворот от Архангельска и огромные затраты, которые потребовались бы на строи­ тельство железной дороги, огибающей Сухое море, з а ­ ставили специалистов искать для постоянного аванпор­ та другое место. Тогда выбор пал на участок, располо­ женный мористее Лапоминской гавани напротив южной оконечности Мудьюга. В 1916 году прорубили просеку от Экономии до выбранного участка и начали отсыпку насыпи, вдоль которой складывали рельсы, закуплен­ ные в Америке. На самом Мудьюге построили пакгаузы, две плат­ формы, колодцы для получения питьевой воды и бара ­ ки для размещения 250 рабочих, а также жилые поме­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz