Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
палубе установили три рельсовых пути для закрепления на них 16 вагонов. Осенью 1917 года получили давно ожидаемые железнодорожные стрелки для парома. Шли последние работы по обустройству паромной пере правы. Но тут в Архангельск пришло известие о воору женном восстании в Петрограде, и местным портовым властям стало не до парома. Он так и не совершил ни одного рейса. Не осуществился и еще один крупномасштабный план. Дело в том, что грузовой район Экономия рас сматривался как временный аванпорт. Постоянный же намечалось обустроить непосредственно на взморье. «Основная задача аванпорта,— отмечал большой спе циалист по портовым гидротехническим сооружениям В. В. Ляхницкий,— продлить навигационный период Архангельского порта путем вынесения портовых уст ройств ближе к открытому морю за пределы рано и прочно замерзающей дельты». Но в то же время было вполне объяснимое желание «назначить место для аван порта ближе к существующему Архангельскому порту для облегчения общения с этим последним и укороче нием путей, соединяющих аванпорт с Архангельском». Два этих требования, отмечал В. В. Ляхницкий, были «противоположны... при изысканиях в восточной части дельты пункта расположения аванпорта»61. Наиболее подходящим местом были Железные Во рота — пролив между северной оконечностью острова Мудьюг и материком, ведущий в Сухое море. Веским аргументом в пользу этого было то обстоятельство, что «море здесь не замерзает 10 месяцев в году, причем образующийся во время морозов поверхностный лед очень рыхлый, благодаря заметной солености воды». Но отдаленность Железных Ворот от Архангельска и огромные затраты, которые потребовались бы на строи тельство железной дороги, огибающей Сухое море, з а ставили специалистов искать для постоянного аванпор та другое место. Тогда выбор пал на участок, располо женный мористее Лапоминской гавани напротив южной оконечности Мудьюга. В 1916 году прорубили просеку от Экономии до выбранного участка и начали отсыпку насыпи, вдоль которой складывали рельсы, закуплен ные в Америке. На самом Мудьюге построили пакгаузы, две плат формы, колодцы для получения питьевой воды и бара ки для размещения 250 рабочих, а также жилые поме 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz