Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
доложил своему начальству, что «прибыл на завод Экономия с тремя нижними чинами и расквартировался в снятом помещении, над которым и поднял портовый флаг»59. Экономию «предполагалось оборудовать при чальной линией, разгрузочными кранами и достаточным числом путей для возможности обслуживания движения в 210 вагонов в сутки». Железнодорожная ветка начи налась между деревнями Жаровиха и Белая Гора. С левым берегом здесь планировалось наладить паром ную переправу. Затем путь шел берегом Северной Дв и ны, мимо Льняного и Смольного Буянов, огибал здание духовной семинарии (сейчас здесь стоят корпуса педа гогического института) и далее — вдоль Обводного к а нала —* на реку Кузнечиху. Затем железная дорога пе ресекала Кузнечиху через остров Шилов, что лежит ныне напротив городской ТЭЦ (на протоках реки были построены деревянные мосты). Потом ветка шла по бо лотистой местности Большого Соломбальского острова и через Маймаксу выходила прямо на Экономию. Об щая протяженность дороги составляла около трех де сятков километров. Работы были завершены в 1916 го ду. Грузы, доставляемые с моря к причалам Экономии, шли по этой дороге к ее конечному пункту, а далее, на баржах,— на левый берег реки. Так — до ледостава. Когда же наступили сильные морозы и лед на Двине окреп, на него уложили рельсы, и небольшой маневро вый паровоз, не спеша, осторожно переправлял груз на железнодорожную станцию. Но дважды в год — весной и осенью связь с левым берегом реки прерывалась на несколько недель. Грузы скапливались, поезда простаи вали. Чтобы ликвидировать этот «прорыв», инженеры порта предложили связать два берега реки железнодо рожным паромом. Начались поиски подходящего судна. Вскоре выяснилось, что таковым располагает лесопиль ный завод Ульсена «Стелла-Поляре», расположенный в устье реки Печоры. Фирма дала согласие на продажу судна. Правда , прибывший за ним на Печору капитан Басманов нашел, что оно далеко не новое, и сообщил П. Г. Минейко: «...баржа скоро потребует капитального ремонта... но если обстоятельства военного времени того потребуют, то можно его у этой фирмы зафрахтовать»60. Обстоятельства «того требовали», баржа была до ставлена в Архангельск, капитально отремонтирована и приспособлена под большие нагрузки. На ее верхней 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz