Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

доложил своему начальству, что «прибыл на завод Экономия с тремя нижними чинами и расквартировался в снятом помещении, над которым и поднял портовый флаг»59. Экономию «предполагалось оборудовать при­ чальной линией, разгрузочными кранами и достаточным числом путей для возможности обслуживания движения в 210 вагонов в сутки». Железнодорожная ветка начи­ налась между деревнями Жаровиха и Белая Гора. С левым берегом здесь планировалось наладить паром­ ную переправу. Затем путь шел берегом Северной Дв и ­ ны, мимо Льняного и Смольного Буянов, огибал здание духовной семинарии (сейчас здесь стоят корпуса педа­ гогического института) и далее — вдоль Обводного к а ­ нала —* на реку Кузнечиху. Затем железная дорога пе­ ресекала Кузнечиху через остров Шилов, что лежит ныне напротив городской ТЭЦ (на протоках реки были построены деревянные мосты). Потом ветка шла по бо­ лотистой местности Большого Соломбальского острова и через Маймаксу выходила прямо на Экономию. Об­ щая протяженность дороги составляла около трех де ­ сятков километров. Работы были завершены в 1916 го­ ду. Грузы, доставляемые с моря к причалам Экономии, шли по этой дороге к ее конечному пункту, а далее, на баржах,— на левый берег реки. Так — до ледостава. Когда же наступили сильные морозы и лед на Двине окреп, на него уложили рельсы, и небольшой маневро­ вый паровоз, не спеша, осторожно переправлял груз на железнодорожную станцию. Но дважды в год — весной и осенью связь с левым берегом реки прерывалась на несколько недель. Грузы скапливались, поезда простаи­ вали. Чтобы ликвидировать этот «прорыв», инженеры порта предложили связать два берега реки железнодо­ рожным паромом. Начались поиски подходящего судна. Вскоре выяснилось, что таковым располагает лесопиль­ ный завод Ульсена «Стелла-Поляре», расположенный в устье реки Печоры. Фирма дала согласие на продажу судна. Правда , прибывший за ним на Печору капитан Басманов нашел, что оно далеко не новое, и сообщил П. Г. Минейко: «...баржа скоро потребует капитального ремонта... но если обстоятельства военного времени того потребуют, то можно его у этой фирмы зафрахтовать»60. Обстоятельства «того требовали», баржа была до­ ставлена в Архангельск, капитально отремонтирована и приспособлена под большие нагрузки. На ее верхней 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz