Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
лении порта приводились такие данные: за пять преды дущих лет «на недальнем сравнительно расстоянии от Архангельского порта» произошло 25 аварий судов, из них 5 «потерпели полное крушение». Известный энтузиаст рыбопромыслового дела Л. Брейтфус говорил: «...Достаточно взглянуть на карту крушений, чтобы сказать, что Двинский залив Белого моря, горло Белого моря и далее на Север — банки у Орловского и Городецкого маяков — являются настоя щими кладбищами для судов и грузов»57. На другом совещании, состоявшемся в конце того же года, вновь был поднят этот вопрос. Одним из высту павших по этой теме был знаменитый полярный иссле дователь В. А. Русанов, другим — И. Данишевскнй. В принятой по их докладам резолюции говорилось о том, что порту необходимы «для прогресса» ледокол и судно для спасения судов, «погибающих в Белом море в течение навигационного периода». Предполагалось, что ледовую проводку и спасательные работы могло бы производить и одно судно — ледокол, «широко оборудо ванный спасательными средствами». Были ли приспо соблены к этому ледоколы в период первой мировой войны, сказать с полной определенностью нельзя, по скольку таких сведений в архивных материалах не встретилось. Несколько слов надо сказать о портовых службах того времени. В Соломбале в те годы работала под началом В. В. Шипчинского Центральная гидрометеостанция. Она снабжала капитанов информацией о ледовой обста новке в северных морях. В годы войны специально выставляемые каждой осенью посты вели наблюдение за температурой воды в Северной Двине. Это позволяло заранее предвидеть время ледостава с тем чтобы иметь возможность свое временно закончить отправку караванов судов с воен ными грузами вверх по реке без каких-либо потерь и задержек. Еще более четко была поставлена служба наблю дения за состоянием льдов в Белом море. На суда выдавалась особая инструкция по наблюдению за х арак тером льдов и другими природными явлениями. А на ле доколах работали специальные наблюдатели, проводив шие метеонаблюдения и изучавшие ледовую обстановку. Так в Архангельском морском порту впервые за всю его 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz