Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

лись от зари до зари на причалах морского порта — таков был масштаб работ. Правительство, словно спохватившись и наверстывая упущенное, выделяло огромные денежные средства на укрепление технической базы морского порта, направ­ ляло сюда рабочую силу в большом количестве. Здесь все «крутилось и вертелось» в невиданном доселе ритыл В служебной переписке мне встретилась примечатель­ ная характеристика ситуации, речь шла о том. что ра ­ бота в порту идет «почти американским темпом». За б е ­ гая вперед, скажу, что «для потребности навигации 1916— 1917 годов в Белом море и Архангельском порте» правительство выделило 11 миллионов рублей — на при­ обретение плавучих кранов, барж и ледоколов55. Еще в 1915 году в Архангельск прибыло несколько морских ледоколов, в том числе два портовых. Дл я ко­ ординации ледокольных работ в порту и на подходах к нему тогда же была создана специальная «Служба лед». К сожалению, мощность вновь приобретенных ле­ доколов не позволила им вызволить из ледового плена оставшиеся в порту суда. Зима 1916 года обрушилась на Архангельск неожиданно рано, сразу ударив креп­ кими морозами. Лед был тяжелый. Весной, в канун ле­ дохода, ситуация создалась критическая, и надо было во что бы то ии стало «в кратчайший срок освободить и вывести суда в безопасное от грозившего им ледохода место». В апреле, «в великие дни Страстной и Святой недели», ледоколы — общим числом в «12 вымпелов» — работали «без устали день и ночь». Суда были спасены от возможных повреждений. А что касается самоотвер­ женной работы личного состава ледоколов, то вице- ад­ мирал Угрюмов оценил ее в духе того времени: «...Я уверен, что за Царем и Родиной служба их не пропа­ дет»56. К концу 1917 года ледокольный флот «Службы лед» представлял внушительную силу: он состоял из 7 ли­ нейных и 9 портовых ледоколов мощностью от 450 до 10 000 лошадиных сил. Не лишне заметить, что столь значительной ледокольной службы в Архангельском морском порту не было даже в годы Великой Отечест­ венной войны. Одного только так и не получили северные портови­ ки до советской власти: специального спасательного судна, хотя вопрос о его приобретении ставился, начи­ ная с 1911 года. Тогда на одном из совещаний в управ­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz