Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

в горле Белого моря, обеспечив их надежной телефонной связью53. Чтобы обеспечить по-военному четкую и устойчивую перевозку стратегических народнохозяйственных грузов, идущих через Архангельский морской порт, Николай II подписал указ Правительствующему сенату: «...Объя­ вить Вологодско-Архангельскую линию Северных желе з ­ ных дорог» и «Северную Двину от устья до Сухоны... на военном положении»54. В связи с приходом огромного по тому времени ко­ личества судов в порту острейше встал вопрос с их ре ­ монтом. Некоторые из судов приходили с повреждени­ ями и требовали ремонта подводной части корпуса. Имевшиеся в Архангельске два дока работали с пере­ грузкой, но все равно суда вынуждены были стоять на приколе в ожидании ремонта. Чтобы разрядить тяжелую обстановку с ремонтом, в Петрограде демонтировали плавучий док, ранее при­ буксированный из Риги (так называемый Рижский пла ­ вучий док), погрузили его на девять барж архангель­ ского купца Я. Макарова и в сентябре 1915 года доста ­ вили его внутренними путями в северный порт. Здесь тотчас приступили к его сборке. В середине октября ударили ранние морозы. Рабочие жгли костры, обогре­ вались, но работу не прекращали ни на один день. И к весне 1916 года плавучий док был готов к приемке судов. К концу 1915 года на берегу Северной Двины (в районе нынешней улицы Серафимовича) закончилось строительство крупного холодильника, предназначенно­ го, в основном, для хранения рыбной продукции. Авто­ ром проекта был тот же инженер П. Г. Минейко. После опробования окончательная приемка его состоялась 28 января 1916 года. В том же 1916 году Архангельскому порту был дан «зеленый свет» и на приобретение погрузочно-разгру­ зочной техники. Водным и железнодорожным путями в Архангельск начали поступать долгожданные меха ­ низмы русских и иностранных фирм — портальные, элек­ трические и плавучие краны. Летом 1916 года водным путем был доставлен подлинный бо га тырь— 100-тон­ ный плавучий кран. К концу года Архангельский порт располагал уже 36 стационарными и подвижными кра ­ нами. Уровень механизации грузовых работ неизмеримо вырос, и тем не менее много артелей грузчиков труди- 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz