Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
всей остротой встал вопрос об устройстве аванпорта. Но поначалу надо было должным образом оборудовать Бакарицу. Той же осенью там широким фронтом ра з вернулись строительные работы: прокладывались подъ ездные пути, сооружались пакгаузы, обустраивались причалы для швартовки океанских судов. На обустройство порта из центральных губерний России везли и везли вчерашних крестьян, которым здесь предстояло стать рабочими. Поначалу их рассе ляли в окрестных деревнях, затем в землянках, но и там становилось тесно. В этих чрезвычайных обстоя тельствах был создан санитарный совет иод руководст вом городского врача А. Попова. 26 января 1915 года на заседании совета выступал начальник охраны грузо вого района В. Ивановский. Он с озабоченностью до кладывал о том, что уже осенью 1914 года, когда ра бочих было около 3000 человек, остро вставал вопрос с их расквартированием, а с открытием навигации чис ло рабочих должно было перевалить за 10 000. «Выстро енные осенью землянки уже пришли почти в полную негодность, и теперь, когда ожидаются рабочие со всей России, эти жилища нужно признать негодными. Хотя бы для части рабочих нужно выстроить новые жилища, более гигиенические и удобные. Другая же часть мо жет разместиться по соседним деревням. Но опыт пока зал, что рабочие идут в деревню неохотно, ибо прихо дится тратить много времени на ходьбу, и крестьяне не всегда пускают, а если и пускают, то очень дорого берут за квартиру. Лучшее же для дела решение жи лищного вопроса должно заключаться в постройке до статочного количества бараков». И немедленно приступили к их строительству. Вско ре ровные ряды бараков выросли на территории грузо вого района. Были построены также «общественные» кухни, бани и другие места общего пользования. А на ступившим летом, когда работы велись почти кругло суточно, по ходатайству архангельского полицмейстера близ бараков построили несколько чайных и закусоч ных, «чтобы не прекращать работ в порту и в летнее ночное время». В начале навигации решением правительства мор ской порт получил значительное подкрепление: 15 апре ля, как только Волга очистилась ото льда, из Нижнего Новгорода внутренними водными путями через так на зываемую систему герцога Виртембергского на Север 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz