Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

красные качества причальной линии и большое се про­ тяжение побудили Министерство торговли и промыш­ ленности ассигновать значительные средства на устрой­ ство в Бакарице набережной с линией причала в 300 сажен (более 600 метров) для единовременной выгруз­ ки 6 морских пароходов и оборудовать набережную рельсовыми путями и кранами, которые легко и быстро смогут передавать грузы с пароходов непосредственно в вагоны и обратно»50. Тяжелое положение дел с разгрузкой судов в Ар­ хангельском порту обеспокоило и Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района, представители которого в ноябре 1914 года побывали в Архангельске и ознакомились с местными условиями. В навигацию этого года вместо ожидаемых 7— 10 паро­ ходов стали один за другим приходить многие десятки судов, груженных углем, металлами различными мос­ кательными, мануфактурными и другими товарами. Только с 6 сентября по 1 ноября в порт прибыло 106 пароходов с углем, 15 с сельдью и свыше 40 с различ­ ными другими грузами и ожидали прибытия еще 15— 20 пароходов. Это было следствием закрытия других портов. Ознакомившись с ситуацией, московские пред­ приниматели, крайне заинтересованные в доставке част­ ных товаров, с тревогой писали: «...К разгрузке, хране­ нию и переотправке такого небывалого ввоза грузов порт совершенно не был подготовлен в смысле техни­ ческого надзора, рабочих рук, общего оборудования, складочных помещений и проч.». Особенно нуждался порт в кранах. «...Перемещение тяжелых станков, а ими завалена вся полоса берега,— писали заводчики,— производится примитивным спосо­ бом, волоком, с «Дубинушкой», артелями человек по 30 и несколько лошадей. Часами они толпятся около ка ­ кого-нибудь одного ящика, продвинувшегося с начала работ едва ли на аршин расстояния»51. Осенью 1914 года русское правительство в спешном порядке приобрело в Канаде мощный ледокол с одно­ именным названием — «Канада» и направило его в Ар ­ хангельск. 27 октября на нем вышел в море находив­ шийся в Архангельске главный инспектор железных до­ рог С. Н. Кульжинский. Ознакомившись с фарватером, он пришел к убеждению, что наличие ледокола, безус­ ловно, продлит навигацию в морском порту, но узость Маймаксанского рукава очень ее усложнит. И вновь со 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz