Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
морей Архангельским морским портом в качестве един ственной морской гавани Европейской России, постави ло на очередь вопрос о приспособлении названного пор та к осуществлению выпавших на его долю задач пер востепенной государственной важности по перевозке казенных военных грузов, а также частных грузов воен ного значения»49. С этой делыо Министерство торговли и промышлен ности начало энергично перебрасывать в Архангельск различное портовое оборудование, технику, материалы, рабочих. Прибыли на Север и двадцать инженеров из прибалтийских портов, захваченных немцами. Они сра зу включились в работу, размах которой принял неви данные ранее размеры. 27 октября 1914 года под председательством губе натора Бибикова состоялось расширенное совещание, на котором было решено немедленно приступить к пе решивке узкой железнодорожной колен на широкую от Вологды до Архангельска. Выступая на этом совещании, главный инспектор железных дорог С. Н. Кульжинский говорил, что «не доверие к Архангельску как к хорошему порту (в годы, когда обмелел фарватер Северной Двины.— Г. П.) по влияло в свое время на решение вопроса о выборе тина пути и повлекло за собой устройство узкоколейного пу ти от Москвы до Архангельска». Теперь ошибку предстояло исправить. К переобору дованию приступили не мешкая. В короткие сроки был выполнен огромный объем земляных работ. Тысячи крестьян, собранных из нескольких губерний, трудились на 600 верстном пути. Прошло немногим более года, и 18 января 1916 года открылось сквозное движение по ездов по широкой колее. Резко возрос поток грузов на магистрали. Если раньше в графике движения было две пары поездов в сутки, то в 1916 году их уже стало 16 пар, то есть интенсивность движения поездов уве личилась в 8 раз. Тогда же в шести верстах выше Архангельска на берегу Северной Двины, в местности под названием Бакарица, определили прекрасное «по естественным ка чествам» место для причальной линии. Глубина реки здесь давала возможность глубокосидящим пароходам подходить к самому берегу. В декабре 1914 года губернатор Бибиков на очеред ном совещании с удовлетворением констатировал: «Пре- 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz