Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Стюарт».— Г. П.) для сужения его... подготовленных для взрыва в крайнем случае и в последний момент, если это будет вызвано обстоятельствами активных дей ствий неприятеля, конфискованных германских судов и барж... просить санкции Главного гидрографического управления и Морского ведомства снять Северо-Двин- ский плавучий маяк и обвехование фарватера Барового канала и устроить секретное его обвехование, передви нуть Белую мудыогскую башню и потушить все маяки; допускать проход судов в Архангельский порт только под проводкою лоцманов после предварительного осмот ра [этих судов] военной командой посыльного судна «Бакан»; установить на Мудыогском острове морской наблюдательный пост; маяки побережья Мурмана и Белого моря превратить в наблюдательные посты, свя занные телеграфом с Архангельском; по отношению к конфискованным германским судам, находящимся в Александровске, Онеге и Кеми, сделать распоряжение местным властям по телеграфу о немедленной поста новке их на грунт, на самых мелких местах, путем от крытия кингстонов и наполнения трюмов их водою в целях предотвращения возможного захвата этих паро ходов обратно неприятелем...»39 Столь большой перечень мер члены Совета обороны объясняли «полной беззащитностью» Архангельского порта и тем, что все эти меры имеют «важное значение для его сношения с европейскими портами, как единст венного оставшегося, по обстоятельствам войны, откры тым портом»40. Вечером 21 июля Новинский отправил в столицу тревожное сообщение: «Сейчас губернатором получена телеграмма консула [из] Гаммерфеста: прошли в Белое море четыре германских минных крейсера. Могут быть в Архангельске завтра. Принимаются меры к з а г р аж дению фарватера»41. Накануне, 20 июля, во исполнение постановления Совета обороны управляющий Архангельской таможней Г. Островский отправил во все таможенные пункты Белого моря телеграмму такого содержания: «Герман ские суда и грузы подлежат задержанию согласно 228 и 229 статьям таможенного устава и закону 27 марта 1895 года»42. Вечером того же дня из Ковды управляющий т а можней Дьяконов телеграфировал, что под погрузкой находится один немецкий пароход. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz