Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
децком, Орловском и Мудьюгском. Все эти метеостан ции, в том числе и расположенные на маяках, имели к этому времени телеграфную связь с Центральной гидрометеостанцией, находящейся в Архангельске. Все полученные в Архангельске метеорологические данные обобщались, и на их основе составлялись осо бые бюллетени, которые вывешивались в городе «в об щественных местах и на пристанях», а также рассыла лись в пароходные общества и «другие заинтересован ные места»38. В конце сентября 1913 года начальник Управления работ по улучшению Архангельского порта С. В. Кир пичников получил назначение в Рижский порт н а чальником такого же управления. Перед отъездом собрались его друзья и сослуживцы. Выступавшие на проводах отмечали, что четверть века назад, к моменту приезда Сергея Васильевича в Архангельск, морской порт переживал «состояние упадка». Отмечалось, что благодаря осуществлению выработанной им программы, «Архангельский морской порт можно будет причислить к портам первоклассным». Это была пусть и несколько преувеличенная, но довольно объективная оценка его труда. После отъезда С. В. Кирпичникова его обязанности были возложены на инженера Петра Герардовича Ми- нейко, работавшего в том же Управлении с 1897 года и хорошо знавшего положение дел в порту. Но ни руководство порта, ни сам П. Г. Минейко тогда, в 1913 году, не представляли тех трудностей, ко торые выпадут на их долю в ближайшие три-четыре года. Наступил июль 1914 года. Газеты доносили до Ар хангельска сообщения об осложнявшейся политической обстановке в Европе. Но здесь казалось, что гроза прой дет стороной. Город жил внешне спокойной, размерен ной жизнью. ...20 июля 1914 года в 2 часа 45 минут ночи на чальник порта А. Новинский получил телеграмму от военного министра Сухомлинова: «Германия объявила нам войну». В тот же день на заседании экстренно созданного Совета обороны Архангельска единогласно решили: «Немедленно принять меры к обороне входа в порт затоплением на мелких местах по сторонам фарватера (ниже уточнялось: «в Лапоминском канале и у завода 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz