Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
морские, так и речные. Запасы этой воды пополняются прямо из Двины, как бы она не была загрязнена и ка кую бы не представляла опасность во время эпидемии... Элементарные требования портового благополучия по буждают к устроению этой необходимости для такого крупного порта как Архангельск»37. Из записки Бибикова видно, что в лучшем положе нии оказывались суда, обслуживавшие Мурманскую лицию. Они запасались водой в приграничном норвеж ском городе Вардё, где имелся портовый водопровод. При проверке выяснилось, например, что шведские суда, направляясь в Архангельск, запасались питьевой водой в Англии; норвежские пароходы брали воду в своих портах и вынуждены были в течение долгого рейса пользоваться этой водой. Это обстоятельство, ко нечно, роняло престиж Архангельского порта в глазах иностранных моряков. В январе 1914 года под руководством начальника порта А. Новинского начала работать «Комиссия по во просу об устройстве портового водопровода на Банков ской пристани». (Как тут не заметить, что любили в России решение любого вопроса, порой пустякового, начинать с организации очередной «комиссии», иначе и к делу не приступали). Проект водопровода разработали инженеры Управ ления работ по улучшению Архангельского порта во главе с А. Вороничем. Ранней весной 1914 года присту пили к работе, а к осени провели его на Банковскую пристань. Считалось, что это лишь первая очередь во допровода. Однако в дальнейшем строительство водо проводных сооружений в порту приостановилось: в связи с войной на повестку дня вставали другие, более в аж ные вопросы. Большое значение для безопасного мореплавания имело решение Морского ведомства об организации се ти метеостанций на побережье северных морей, а затем и в Северном Ледовитом океане. В разные годы по инициативе Николаевской главной физической обсерватории метеостанции были открыты в Архангельске, Онеге, Кеми, Мезени, Териберке, Александровске и Коле. С особым размахом эти работы развернулись в 1912 году. Тогда за один год новы^ ме теостанции появились в Сороке, Ковде, Кандалакше , Кузомени, Харловке и Печенге. Велись метеонаблюде ния и на маяках: Вайда губском, Святоносском, Горо 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz